Начинается всё с того, что мне в голову приходит какая-то интересная ключевая фраза. Я могу её услышать и докрутить, или же она просто возникнет в качестве ассоциации с пережитым опытом.
Такие фразы я записываю в блокнот на мобильнике, чтобы потом к ним вернуться. Когда мыслей, тем песен, фраз, накапливается достаточное количество, я открываю блокнот с фразами, выбираю ту что сейчас больше нравится, беру в руки гитару, включаю диктофон, и просто начинаю петь то, что приходит мне в голову под ту музыку, которая естественным образом сопровождает слова. Эдакий фристайл.
Когда записан один куплет или иногда даже вся песня, я включаю диктофонную запись и записываю то что напел. На этом этапе легко увидеть «кривые места» в тексте песни, слабые рифмы (я рассказывал вам о рифмах в предыдущих публикациях), или фразы, которые звучат не элегантно, коробят слух.
Затем песня несколько дней «отлёживается», я вношу в неё изменения, периодически к ней возвращаясь.
Примерно через месяц я смотрю на накопившийся материал, отбираю тот, что больше нравится, и иду в студию звукозаписи с уже выбранной песней и записанной на диктофон музыкой.
Здесь я просто объясняю аранжировщику какой мне хочется видеть новую песню, её жанр, темп, возможно референсы на другие треки, черновой состав инструментов, и он воплощает мои идеи в жизнь.
Так проходят первые этапы жизни песни, но её запись в студии это о дельная история длиной в несколько недель!
Как черновик песни претворяется в жизнь?
В небольшой комнате сидят всё от два человека: я и аранжировщик. Музыкальных инструментов тут намного больше чем людей: гитары акустические и электро, бас, клавишные, даже бубен с шейкером.
После того как я показал аранжировщику черновой материал, дал прочитать текст песни и прослушать диктофонную запись, он набрасывает демо: берём ключевые инструменты (ударные, бас, клавиши, гитары), воссоздаём и при необходимости корректируем написанную гармонию (иногда я сразу пишу аккорды песни, но иногда ленюсь и аранжировщик их какое-то время подбирает). Через 3-4 часа демо песни готово.
Я беру демку послушать и отрефлексировать, записываясь на следующие 4 сессии: доработка мелодии для остальных куплетов и припевов, запись вокала, запись бэк-вокала, и, наконец, сведение и мастеринг. Зачастую во время записи рождаются новые куплеты, меняются строки и слова так, чтобы они лучше сочетались с музыкой и их было приятнее петь.
Далее, о записи голоса.
Запись вокала для новой песни это каждый раз волнительное событие: после записи вокала песня начинает обретать жизнь, остаётся добавить всего несколько штрихов и доработок. Перед тем как записывать его, я продумываю в голове развитие эмоциональной линии песни: где нужно вставить бэки, какими они должны быть, как активно должно меняться наполнение песни от куплета к куплета. Это своего рода продумывание сюжета рассказа: выбор кульминации, завязки, финала, решение о том, открытый или закрытый будет финал.
Важно также настроение, с которым я прихожу на запись. Я должен быть выспавшимся, эмоционально отдохнувшим. Вложенные эмоции и настроение, это то что отличает плохую песню от хорошей. В серьёзном продакшене у крутых музыкантов обычно даже есть коуч, выводящий эмоции вокалиста на нужный уровень согласно тексту.
Уже по пути в студию я разминаю речевой аппарат: язык, губы, щеки. В самой студии я сразу выпиваю стакан тёплой или горячей воды чтобы подготовить связки, немного распеваюсь на знакомых песнях. Затем захожу в кабинку с микрофоном, надеваю наушники, ставлю перед собой мобильный телефон с текстом песни на экране, и последовательно от куплета к куплету пою. На каждый куплет требуется от 3 до 6 записей одного и того же.
Часть вокала раскидывается по левым/правым звуковым каналам, часть выкидывается. Остаются только наиболее удачные дубли. Дубли могут быть записаны в разном вокальном стиле, пока не выберем нужный.
Записанный материал я забираю с собой и много раз переслушиваю, чтобы понять, что скорректировать в музыке, сопровождающей вокал, что из инструментов добавить или убрать совсем.
И пара слов о важном. Сколько стоит запись песни?
Свою «родную» студию я выбрал не сразу, перепробовав несколько. От одной пришлось отказаться потому что там была плохая запись вокала, на это отводилось мало времени, да и звукореж подходил к делу без души, точно выполняя указания. Я искал более креативного эксперта, и, наконец, нашёл.
Сейчас я записываюсь в Acoustic Records. Студия удобно расположена, а звукореж, с которым я работаю — настоящее золото: талантливый, харизматичный, обязательный, и понимает меня с полуслова.
Иногда я общаюсь с ним на странном выдуманном языке. Могу например попросить чтобы припев был более густой, или даже синий, а вокал попрошу сделать лесенкой или по дуге. Поразительно, но он сразу понимает что я имею в виду.
Запись одной песни стоит мне в среднем 30-45 тысяч рублей. Часть уходит студии, часть бэк вокалистке, музыкантам, записывающим живые инструменты. Прошлая студия стоила около 55 и качество было сильно ниже. Верхняя же граница цен стремится к бесконечности, в зависимости от количества живых инструментов.
Это мой путь, на котором у меня зачастую одна песня ждёт релиза, вторая готовится к нему, третья записывается в студии, а четвёртая отлёживается в черновиках.
Возможность планировать свои релизы дорогого стоит и позволяет мне параллельно работать на основной работе и заниматься музыкой, не уставая.
#музыка #записьзвука #вокал #творчество #поп-рок #звукорежиссер