Довелось мне в этом году побывать на Крымском полуострове и, пользуясь случаем, я решила объехать самые известные сохранившиеся на сегодняшний день дворцы. Поначалу я немного удивлялась, что и там и тут архитектором значится Николай Краснов. Потом удивление пропало. Кажется, он действительно застроил весь Крым и сделал это, к слову, весьма неплохо.
Николай Петрович Краснов родился в 1864 году в селе Хонятино Московской губернии. Уже с 12 лет он стал заниматься на курсе архитектуры в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Обучение заняло 10 лет.
За первый свой проект «Несгораемый театр» он в 1883 году был награждён Московским художественным обществом Малой серебряной медалью. Это помогло ему освободиться от платы за учебу, что было весьма кстати: на тот момент он жид вместе с матерью в весьма стесненных условиях.
И с 1887 года по-настоящему восходит звезда Краснова. Он становится, без преувеличения, главным архитектором Ялты. Городская Дума утвердила прошение Николая Краснова в должности городского архитектора с правами государственной службы, окладом 900 рублей в год. Ему на тот момент было всего 24 года. На молодого архитектора легла полная ответственность за решение широкого круга вопросов, связанных со стремительным развитием Ялты как общероссийского города-курорта.
Начал он с расширения набережной, ставшей главной улицей города. Тот вид, в котором она дошла до нас (особенно после восстановления памятной часовни), в целом соответствовал замыслу Краснова.
Затем соорудил городскую канализацию, проложил новые улицы, а старые переименовал, лимитировал высоту и ширину зданий и взялся, наконец, за строительство. Построил гимназию, детскую больницу, благоустроил Пушкинский бульвар и порт, занялся строительством мостов и укреплением реки Учан-су.
Он спроектировал в содружестве со своим предшественником Теребеневым одну из жемчужин «Русской ривьеры» — собор в честь Святого князя Александра Невского, одну из визитных карточек Ялты.
Но самыми значимыми по масштабу прекрасного стали, конечно, же дворцы и имения.
Самое знаменитое сооружение - Ливадийский дворец, излюбленное место Николая II с семьёй. Дворец построен в стиле итальянского Ренессанса; этот стиль в дореволюционном искусствоведении именовался «нежным». Он был создан всего за 17 месяцев, несмотря на трудности строительства, непогоду, морозную зиму, снегопады. Архитектор «угодил всем, даже горничным». Участники строительства имении «Ливадия» были отмечены Министерством Императорского Двора за высокий уровень исполнения царского заказа. Более всего чествовали, как выразился Николай II, самого «виновника торжества» — архитектора Краснова.
Была осуществлена перестройка дворца Юсуповых в Кореизе, и построенный для них же охотничий домик в Коккозах. В архитектуре Юсуповского дворца прослеживаются и неороманский стиль, и разные элементы архитектуры эпохи итальянского Возрождения. Лестницы и арки у входа украшены скульптурами львов, различных персонажей древнегреческой мифологии, выполненных из мрамора и привезённых из Венеции.
Дворец «Дюльбер» был спроектирован в мавританском стиле по эскизам, сделанным самим великим князем Петром Николаевичем во время путешествий в страны Ближнего Востока и Магриба. Над входом во дворец располагалось изречение из Корана с пожеланием благополучия его владельцу. Постройка была украшена серебристыми куполами и зубчатыми стенами.
В итоге получилось, по словам академика Кондакова, «здание столь же удачное, сколь и необычное, в высшей степени истинно-изящное и целесообразное». Целесообразность в архитектуре всегда стоит на первом месте, и, по иронии судьбы, именно она в проекте Дюльбера спасла жизнь самому Петру Николаевичу, его старшему брату Николаю Николаевичу (старшему), Юсуповым и матери последнего русского царя, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Построенный в виде средневековой крепости с толстыми стенами, дворец был выбран Севастопольским ревкомом в качестве места содержания всех Романовых, очутившихся после февраля 1917-го в Крыму. Не будь этого, анархисты Ялты расстреляли бы их всех поодиночке в их дворцах и поместьях, разбросанных по берегу от Симеиза до Алушты.
Интересно, что сам Краснов, оставивший после себя множество замечательных работ, просил своего хорошего знакомого и коллегу, выдающегося российского искусствоведа Федора Бернштама при описании созданных им дворцов и усадеб упоминать исключительно Ливадию да еще Дюльбер.
В 1911 году Краснов получил звание Архитектора Высочайшего двора и чин статского советника. К 1913 году он уже стал академиком.
В лично составленном Красновым в 1913 году списке работ, исполненных по собственным проектам, он указывает свыше 60 построек в Крыму, большая часть которых - дворцы, виллы, особняки.
После революции перед Красновым встала дилемма.
В 1919 году Краснов вместе с женой Анной Михайловной и дочерью эмигрировал на пароходе «Бермудиан» в Константинополь. Сохранилась его анкета, написанная на момент прибытия на Мальту: «Прибыл из Крыма на пароходе «Бермудиан» в мае 1919 года с женой Анной Михайловной 55 лет, двумя дочерьми — Ольгой и Верой Николаевнами 30 и 24 лет, зятем Хорватом Леонидом Владимировичем 29 лет и внуком Владимиром 6 лет. Постоянное место жительства — г. Ялта Таврической губернии. В России остались бумаги и акции в банке в Москве; материальное положение — средств нет; какой труд желает получить — по специальности; куда хочет ехать и когда — в Крым, когда будет спокойно. Адрес: Мальта, беженский дом. Дата заполнения: 25 июня 1920 г.»
Обосновался в Белграде, где продолжил заниматься архитектурой. Несмотря на своё имя Николай, в знак благодарности новому отечеству Краснов на всех своих белградских проектах подписывался как Никола. Никола Краснов оставил после себя самый значительный след в архитектуре Белграда.
Конечно, Николай Петрович, будучи монархистом, не без удовольствия поработал и на королевскую семью. Речь идет, прежде всего, об оформлении резиденций королевской семьи Карагеоргиевичей в Белграде, в частности, Королевского дворца в районе Дединье. Учитывая увлечение сербской династии русской стариной, для этого здания он создал интерьер в стиле московского Кремля. Оформил Краснов для Карагеоргиевичей в таком же стиле и интерьеры мавзолея в Опленце, внутреннее убранство которого любому русскому напомнит об интерьерах собора Василия Блаженного на Васильевском спуске в Москве, а то и кремлевской Грановитой палаты.
Николай Краснов показал себя истинным царедворцем: человеком, умеющим до тонкостей понимать требования и пожелания заказчика даже в большей степени, чем он сам. Эта природная чувствительность и умение быть на одной душевной ноте с гением места и кошельком, его воодушевляющим, очень пригодилась архитектору во второй половине жизни, когда его проектами восхищались уже югославские коллеги и заказчики.
Крупнейшим делом, в котором довелось поучаствовать Краснову в последние годы жизни, стал проект здания Народной скупщины: русский архитектор спроектировал главный фасад, часть интерьеров, парк возле здания и ограду.
Отдельные работы в здании, где уже заседал парламент, велись до 1938 года. Этим же годом датируются последние работы Николы Краснова на Балканах. Тогда он закончил сербское мемориальное военное кладбище в Греции. А год спустя скончался.