Стоит сразу сказать, что сам брак в этот период был хаотичным, без единых границ или юридической последовательности. Ученые Сильвана Сейдель Менки и Диего Квальони, которые руководили впечатляющим исследовательским проектом, проведенным путем изучения документов, связанных с супружескими тяжбами, хранящихся в церковных архивах Италии, предоставляют поразительную информацию, демонстрирующую, насколько неформальным может быть акт брака и как он может проходить практически в любом месте.
"Люди женились в конюшнях или в таверне, на кухне или в огороде, на пастбище или на чердаке, в лесу или в кузнице, под портиком своего дома или возле общественного фонтана".
Это говорит о том, что многие свадьбы были спонтанными, и тот факт, что они часто проходили на балконе или у окна, подтверждает это:
"С помощью лестницы жених, в сопровождении свидетелей, добирался до невесты, и, стоя лицом друг к другу, они произнесли слова любви, балансируя в равновесии столь же неустойчивом, как и узы, которые их таким образом связывали"
Действительно, до того, как эдикты Тридентского собора в 1563 году систематизировали требования к надлежащему бракосочетанию, абсолютной необходимостью для вступления в брак было только взаимное согласие.
Людям не нужно было венчаться в церкви или у священников; им не нужно было вывешивать объявления о помолвке или являться к нотариусу; им не нужно было обмениваться кольцами; также не требовались свидетели (хотя большинство свадеб были публичными актами). Тайные браки, заключаемые с целью перехитрить недовольных родителей, были обычным делом.
Путаница, которая может возникнуть в результате таких свобод, лучше всего выражена в классическом романе Джина Брукера "Джованни и Лусанна", история, которая развернулась в зале суда святого Антонина, архиепископа Флоренции, в 1455 году.
В этой истории решительная и красивая вдова портного Лусанна, подстрекаемая своим братом, пытается доказать законность своего брак с Джованни, занимающим значительно более высокое положение в обществе, с привлечением свидетелей, которые говорят, что слышали его обещания, видели обмен кольцами, и, конечно же, были осведомлены о совместном проживании пары.
Джованни отрицает, что он был женат на Лусанне, хотя и признает, что у него были с ней отношения. А жениться он собирается на девушке из престижной семьи Ручеллаи, с которой уже публично обручился.
Архиепископский суд выносит решение в пользу Лусанны, но его решение вскоре отменяется римской курией, где семья Джованни имела больше влияния. Римский суд счел показания Лусанны сомнительными и, возможно, на них повлияло заметное отсутствие приданого.
Именно непрозрачность брачных обетов сделала традиционные ритуалы и их публичные проявления столь важными для свадеб, санкционированных обществом. Это было справедливо на всех социальных уровнях, но особенно важно для богатых.
Действительно, публичные свадебные церемонии и материальные объекты, созданные для них, обеспечивали физическую демонстрацию законности брака. Подарки и свадебные принадлежности, составлявшие краеугольные камни свадебных церемоний, подробно и с большой конкретностью обсуждались в многочисленных современных текстах, в которых описывались конкретные свадьбы и имущество супружеских пар.