Найти в Дзене
Второй Эшелон

Тангенциальный тонарм как олицетворение перфекционизма

Не будет сильным преувеличением сказать, что тангенциальный тонарм обязан своим появлением человеческому перфекционизму. Впрочем, не он один. Причиной появления всех остальных форм тонармов тоже стало постоянное стремление меломанов и инженеров, создающих для них аппаратуру, к совершенству снизить искажения, вызываемые погрешностями угла трекинга иглы звукоснимателя до минимально возможных значений.

Звуковые дорожки на лаковом диске или лакере (прародителе матриц, которые используются при прессовке пластинок) нарезаются резцом, который движется в направлении от края к центру лакера. На протяжении всего пути алмазное острие резца постоянно находится под углом 90° (ну или почти 90°) по отношению к нарезаемой им канавке. Теоретически, при воспроизведении пластинки игла картриджа должна находиться в том же положении, что и алмазный резец при нарезке звуковых дорожек. Только в этом случае сигнал будет передан максимально точно.

Так думали и придирчивые меломаны, и инженеры компаний, создающих аудиоаппаратуру. По большому счету все существующие на сегодняшний день формы тонармов были призваны решить именно эту задачу — максимально приблизить угол трекинга иглы звукоснимателя к углу трекинга резца для лаковых дисков, тем самым убрав все угловые погрешности и снизив до минимума вызываемые ими искажения. Даже J и S-образные тонармы создавались именно с этой целью, а не для того, чтобы диджеям было удобнее скретчить. Удобство диджеев — это, скорее, приятный бонус, чем задумка разработчиков.

-3

Узнав все тонкости производства пластинок аудиоперфекционисты пришли к единственно возможному для них выводу: если что-то можно улучшить, чтобы уменьшить искажения, то это надо непременно сделать. И даже тот факт, что и искажения были малы, и их устранение осталось бы незамеченным для человеческого уха (если, конечно, сравнивать с качественными поворотными тонармами), «истинных ценителей» не остановил. Впрочем, когда такие «мелочи» были способны остановить настоящих перфекционистов. Как бы там ни было, инженеры запрос придирчивых меломанов услышали и представили на суд широкой общественности тангенциальный тонарм.

-4

Первые попытки использовать тангенциальный тонарм (если, конечно, не считать таковым фонограф Эдисона) случились еще в 50-х годах прошлого века, но по-настоящему массово проигрыватели с таким типом тонарма начали производить в самом начале 70-х. Вряд ли стоит говорить насколько дорогостоящими, а зачастую и сложными в эксплуатации они были. В подавляющем большинстве случаев это были сложные конструкции с электронными сервосистемами, которые отслеживали движение тонарма и корректировали возникающие ошибки.

Но сервопривод, каким бы совершенным он ни был — это дополнительный шум и вибрации, последствия которых тоже нужно было устранять. Получался своеобразный замкнутый круг: механизмы, призванные снизить искажения сами их создавали и требовали постоянных улучшений для их устранения.

-5

Пока инженеры возились с тангенциальными тонармами их поворотные собратья развивались семимильными шагами. Несмотря на теоретически менее совершенный подход, за счет грамотного расчета и применения передовых материалов разработчикам удавалось создавать модели, практически ничем не уступающие тангенциальным с точки зрения качества звука. Ведь преимущество тангенса еще нужно правильно реализовать, поэтому на практике многие поворотные тонармы, установленные на лучших проигрывателях винила, обеспечивали столь же или даже более впечатляющий звук. При этом они еще и дешевле в изготовлении, и проще в эксплуатации.

В итоге поворотные тонармы одержали убедительную победу и компании, производящие аудиотехнику, на какое-то время полностью отказались от выпуска проигрывателей с тангенциальными тонармами. Позже производство тангенсов возобновили, но это уже была совсем не массовая история. Впрочем, и массовые винтажные проигрыватели до сих пор занимают достойное место в коллекциях любителей хорошего звука.