Найти тему
Телеканал «СОЮЗ»

Как из Волыни пытались изгнать православие и кто его защищал

История православия на Волыни богата именами святых — святителей, благоверных князей, преподобных, праведных. Но пожалуй, первым приходит на память святой, чье имя неразрывно связано с Почаевской лаврой, веками служившей форпостом православия во враждебном, а порой откровенно агрессивном окружении.

Православная Русь в осаде

Преподобный Иов Почаевский, сын православного дворянина Ивана Железо, нареченный в крещении Иоанном, родился на севере Тернопольщины около 1551 года, в трудные для православной Западной Руси времена.

Еще в 1458 году, при польском короле и великом князе литовском Казимире IV, несмотря на протесты Московского митрополита Ионы, в Киеве была образована митрополия в составе Константинопольского Патриархата, и православных начали усиленно обращать в католичество. А митрополитами «Киевскими, Галицкими и всея Руси» становились шляхтичи — богатые люди (иногда даже семейные), заботящиеся не о христианском просвещении паствы и соблюдении церковных канонов, а о благосостоянии своих владений. Чаще всего и епископами были люди далеко не монашеского настроя и сомнительной нравственности, либо вообще без богословского образования, либо получившие его в иезуитских школах.

Преподобный Иов Почаевский
Преподобный Иов Почаевский

Этот епископат откровенно вел дело к унии. И в 1595 году после переговоров с польским королем епископы Луцкий и Владимиро-Волынский отправились в Рим к Папе. Тот приказал собрать Собор, и в 1596 году в Никольской церкви Бреста большинство православных епископов Западной Руси, перешедшей под власть Речи Посполитой, приняли унию. Верными православию остались только двое — епископ Львовский Гедеон и епископ Перемышльский Михаил.

«Худые и неславные» защитники веры

Унию поляки — так уж у них повелось — тут же начали насаждать силой. Они тогда, на фоне Смуты, бушевавшей в России, которую они оккупировали, вообще были очень воинственны.

А вот к чему это привело. В 1632 году митрополит Копинский Исаия писал Московскому Патриарху: «Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при благочестии и православной вере обретается». Верными православию оставались лишь некоторые магнаты вроде князя Острожского. Ну и простые священники, городские ремесленники с их братствами, казаки и крестьяне.

Вот такое время досталось преподобному Иову Почаевскому по прозвищу Железо.

В трудах праведных

Возможно, именно атмосфера гонений на православие и побудила десятилетнего мальчика из благочестивой семьи упросить игумена Угорницкого Спасо-Преображенского монастыря в Карпатах оставить его в обители. Там он со временем принял постриг с именем Иов, а потом и священнический сан.

С детства на собственном опыте пройдя школу духовного монашеского делания, он скоро стал для многих духовным авторитетом: за советом к нему приходили даже вельможи. А князь Константин Острожский даже попросил игумена отпустить иеромонаха Иова в свой Дубенский Крестовоздвиженский монастырь. Игумен согласился, и Иов более 20 лет во главе Дубенской братии помогал князю в его просветительском служении: вместе с Иваном Федоровым готовил к печати Острожскую Библию — первый полный славянский перевод.

Князь Константин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался уважением польского короля Сигизмунда III и папы Римского Климента VIII. Поэтому униаты и иезуиты не решались «наезжать» на Дубенского игумена.

Но вся эта кипучая деятельность плохо уживалась с аскетическими подвигами, ради которых Иов подростком ушел из семьи. И в 1604 году он отправился искать уединения в древнюю Успенскую обитель близ Почаевской горы, где издавна селились ревнители безмолвия.

«Наставниче монахов и собеседниче ангелов»

Но вскоре после его прихода в монастырь тот, с одобрения его благодетельницы Анны Гойской, был преобразован в общежительный, и иноки выбрали Иова настоятелем. При нем начался расцвет Почаевской обители.

Еще раньше Анна Гойская устроила при обители типографию, и Иов с энтузиазмом взялся за издание православных книг — ведь это был один из немногих легальных способов борьбы с унией. Писал Иов и сам. Известна долго хранившаяся в Почаевской лавре рукописная «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная» (в 1884 году она была издана под названием «Пчела Почаевская»), содержавшая 80 бесед, поучений, проповедей, а также выписки из святоотеческих аскетических и полемических сочинений (в 1932 году — при советской власти — рукопись исчезла).

Библия. Титульный лист. Типография Почаевского монастыря. 1798 год. Фото: felixum8888. Flickr CC BY 2.0
Библия. Титульный лист. Типография Почаевского монастыря. 1798 год. Фото: felixum8888. Flickr CC BY 2.0

Трудами настоятеля монастырь не только упрочил свое положение, но и стал пользоваться поддержкой местных дворян, не принявших унию. Так, в 1649 году на средства помещиков Федора и Евы Домашевских в обители построили каменный Троицкий храм, в который перенесли запечатленный в камне отпечаток Стопы Божией Матери и Ее чудотворную Почаевскую икону.

«Мы ничего не имеем, но всем обладаем»

Но и испытаний хватало. В 1607 году обитель ограбили напавшие татары. А в 1620 году наследник Анны Гойской, ее внук, протестант Андрей Фирлей, задумал выжить иноков с Почаевской горы.

Свои земли Гойская предоставляла обители в безвозмездное пользование. Конечно, Фирлей не мог смириться с тем, что его бабка оставила монастырю столько земли и доходов. Сначала он отобрал у монахов поля, леса и сенокосы. Потом присвоил монастырских крестьян, уничтожил межевые знаки, а иноков, которые, по его мнению, преступали границу имения, слуги барина подкарауливали и жестоко избивали.

Монахи все это кротко сносили. Тогда Фирлей запретил им брать воду из окрестных колодцев. Своего колодца в обители не было — земля там считалась безводной. Но игумен все молился и упорно бродил по монастырскому двору, выбирая участок. Наконец указал место, несколько дней рабочие копали землю, и… из земли забила вода! (Колодец этот не иссяк и по сей день).

А разъяренный Фирлей в отместку ворвался со слугами в монастырь и унес чудотворную икону. Правда, в семье у него после этого начались бедствия и болезни, не прекращавшиеся до тех пор, пока икону не вернули в обитель.

«Свет Христов просвещает всех»

Все эти события погрузили преподобного Иова в столь ненавистную ему суету. Несколько лет он был вынужден ездить по судам и разным конторам, пока наконец тяжба с Фирлеем не решилась в пользу монастыря.

Почаевская лавра, 1800
Почаевская лавра, 1800

Но параллельно с видимыми трудами шла и незримая молитвенная жизнь святого. Одиночество, столь им любимое, преподобный находил в пещере на Почаевской горе, где порой проводил целую неделю. Что там происходило, никому из смертных знать не дано. Но однажды, когда Иов там молился, «необычайный свет вдруг озарил его пещеру и в течение двух часов отражался из глубины ее на противоположной церкви».

А еще Иов любил работать в монастырском саду, помогал рыть пруды близ обители, строить плотины…

Чудеса, да и только!

Вплоть до 1649 года игуменствовал в Почаеве преподобный Иов, преемника себе назначил лишь в 98-летнем возрасте. Но и после этого участвовал в важнейших делах обители.

9 ноября 1651 преподобный Иов скончался и был погребен близ пещеры, где подвизался, а в 1659 году были обретены его нетленные мощи, которые перенесли в Троицкий храм.

А в 1675 году, по преданию, по молитве преподобного Матерь Божия спасла Почаевскую обитель от осадивших ее татар и турок. Пресвятая Богородица явилась над Почаевской горой вместе со святым Иовом; и стрелы, направляемые в Нее врагами, возвращались назад и поражали тех, кто их пускал. И от ужаса перед чудом наступавшие бежали.

В начале XVIII века Почаевская обитель отошла к униатам. Но чудеса и исцеления от мощей преподобного Иова не прекращались. И новые хозяева монастыря, уверовав в святость преподобного, составили ему службу с акафистом и стали просить папу Римского канонизировать Иова. Но признавать святым ревностного защитника православия Ватикан отказался.

Униаты закрыли доступ к мощам преподобного для верующих. И только после того как в 1831 году Почаевская обитель вновь вернулась под омофор Русской Церкви, Святейший Синод решил вторично открыть их, что и было исполнено 28 августа (10 сентября по новому стилю) 1833 года — в тот же день, что и в первый раз в 1659 году. И эта дата стала отмечаться как общецерковный праздник.

***

«Находящиеся в море этой жизни благополучно достигают пристани царствия небесного, не звезды какие-либо наблюдая, но устремивши око ума на отцов и шествуя по их стопам. Посему и Господь наш проповедал в священных книгах житие их не только для того, чтобы мы, слыша это, восхваляли их, но и для того, чтобы, возлюбив таковую жизнь, мы подражали ей, любя человеческую душу», — писал в поучениях преподобный Иов Почаевский. Писал о других. А вышло — о себе.