Найти тему
FAVORIT MOTORS

Почему идет дым из выхлопной трубы? И что делать?

Сразу ответим на второй вопрос - что делать? Прекращать эксплуатацию автомобиля и отправляться на сервис. Дым из трубы - крайне неприятный симптом. Причины могут быть разными, но все они достаточно серьезны и без ремонта никак не обойтись. А вот масштаб этого самого ремонта определят специалисты. И не надо ездить дальше, понадеявшись на авось. Такая поломка сама не пройдет - это вам не банальный насморк. Возможно мотор уже требует серьезного и дорогостоящего ремонта. Но вполне вероятно, что пока еще можно обойтись малой кровью. Так что не стоит откладывать диагностику до лучших времен.

Самое главное сказали, а теперь небольшой ликбез о происхождении дыма для тех автомобилистов, кто сам хочет во всем разобраться.

В выхлопную трубу попадают отработавшие газы из цилиндров двигателя. Если мотор в порядке, то никакого дыма быть не должно. Разве что пар, который заметен в холодную или сырую погоду. Появление дыма может быть вызвано двумя причинами: топливо в цилиндрах сгорает "неправильно" или там пытается гореть что-то лишнее.

Что может попадать в цилиндры и вызывать дымление? Моторное масло или охлаждающая жидкость. Для масла есть два пути: сверху, через изношенные уплотнения стержней клапанов или снизу, через поршневые кольца. У моторов с наддувом масло может попадать в цилиндры через компрессор. В первом случае, придется ремонтировать головку блока цилиндров. Масштаб бедствия: от замены уплотнений (так называемых "колпачков") до перепрессовки направляющих или замены всей головки. Во втором программой минимум станет замена колец. Если изношено зеркало цилиндров или на нем есть глубокие задиры - то нужно готовиться к ремонту или замене блока цилиндров. Когда масло попадает в цилиндры через изношенные уплотнения компрессора, необходим ремонт или замена агрегата наддува. Тоже не самое дешевое удовольствие.

Масляный дым сизого цвета и ужасно вонючий, его трудно с чем то спутать. Если мотор заметно дымит, то и расход масла должен быть очень высоким
Масляный дым сизого цвета и ужасно вонючий, его трудно с чем то спутать. Если мотор заметно дымит, то и расход масла должен быть очень высоким

Основной путь попадания антифриза в цилиндры - через пробитую прокладку головки блока цилиндров. Возможно все обойдется заменой этой самой прокладки. Хуже, если повело головку. Такое нередко случается при перегреве мотора. Тут уже без замены "головы" не обойтись.

Охлаждающая жидкость может попадать в цилиндры также через трещины в головке или блоке. Случай не частый, но очень неприятный - готовьте деньги на замену поврежденной детали.

Антифриз в цилиндрах не горит, а испаряется. Поэтому дым (а точнее пар) будет густым и белым.
Антифриз в цилиндрах не горит, а испаряется. Поэтому дым (а точнее пар) будет густым и белым.

Если ничего лишнего в цилиндрах нет, а дым все же наблюдается, значит есть проблемы со сгоранием топлива. Виновниками могут быть две системы - питания или зажигания. Для правильного, полного сгорания топлива необходимо строго определенное количество воздуха. Электронная система управления двигателем должна постоянно поддерживать это соотношение. Неисправность некоторых датчиков или исполнительных устройств приводит к чрезмерному обогащению или обеднению смеси. Слишком богатая смесь и дает на выходе черный дым. Ездить так конечно можно, но не нужно. Это приведет к образованию нагара в камере сгорания, ухудшению отвода тепла от деталей, залеганию поршневых колец. Как итог - относительно несложный ремонт системы управления двигателем может вылиться в "капиталку" самого мотора.

-4

Кстати, бедная смесь тоже способна вывести мотор из строя. Долгая езда в таком режиме может стать причиной перегрева и разрушения поршней, прогара клапанов...

-5

Теоретически к появлению дыма может привести и некорректная работа системы зажигания: слабая искра, нарушенный момент зажигания. Причина неисправности может быть как в управляющей электронике, так и в свечах или катушках.

Теперь несколько слов о дизельных двигателях. С возможным попаданием масла или антифриза в цилиндры здесь все точно так же. А вот рабочий процесс в дизеле организован по другому. Начнем с того, что системы зажигания здесь нет, а система питания устроена несколько иначе. Топливо подается в цилиндры через форсунки под высоким давлением. Дизеля очень чувствительны к качеству распыления топлива. Если форсунка по какой-то причине не обеспечивает необходимую тонкость распыления, то в выхлопе появляется сажа - из трубы идет черный дым. Когда форсунке совсем плохо и она "сливает" дизельное топливо крупными каплями, дым будет сизым с запахом солярки - к саже добавится несгоревшее топливо.

В современных дизельных моторах подача топлива регулируется электроникой. Неисправность системы управления - еще одна возможная причина дымления дизеля. Также сегодня все дизеля имеют приставку "турбо" - они оснащены системой наддува. Проблемы с турбокомпрессором или воздушной магистралью запросто вызовут дым из выхлопной трубы.

Дизельные моторы, даже совершенно исправные, могут давать немного черного дымка в переходных режимах. С этим явлением призван бороться сажевый фильтр. Если при резком нажатии на педаль газа под нагрузкой мотор слегка дымит, стоит проверить исправность фильтра.

Закончим статью тем, с чего и начали. Дым из выхлопной трубы - признак нештатной работы мотора. Причин может быть множество и точно определить, что же случилось, сможет только опытный специалист, имеющий специальное оборудование. Нужно всегда помнить, что двигатель - очень дорогой агрегат автомобиля. Дороже, пожалуй, только кузов. Поэтому, обнаружив дым, идущий из выхлопной трубы, быстренько отправляйтесь на диагностику. Возможно, все еще не так страшно и ремонт будет относительно несложным и не очень дорогим.