Всем привет. Я учусь фотографии. И этот блог создан для того, чтобы постепенно осваивать фотоискусство. Все, что я узнаю нового о фотографии будет публиковаться здесь. Свою первую статью я посвящу величайшему фотографу всех времен и народов Анри Картье Брессону. Почему не начать с азов - света и композиции? - спросите вы. Да просто потому что Анри Картье Брессон - есть композиция и свет, и нечто большее, что делает фотографию Искусством. Помимо того, что Брессон считается лучшим фотографом в мире, он - именно репортажный фотограф, отец документальной фотожурналистики. Это то, что близко мне. Репортажная фотография, снимки без прикрас - живые и настоящие. То, чему я хочу научиться.
Годы жизни Брессона 1908-2004г. Весь двадцатый век - эпоха становления и расцвета фотографии, весь двадцатый век - Брессон.
Это мастер. А ниже - его фотографии
"Решающий момент" - статья Брессона, в которой он изложил свое видение фотоискусства. Эпиграфом к тексту стала цитата Кардинала де Ретца "В мире нет ничего, что не имело бы своего решающего момента". Статья биографична, в ней Брессон рассказывает, о том, как, еще будучи мальчишкой увлекся фотоискусством. Начинал с "поверхностных фотоснимков", но очень быстро из них вырос:
"Тот решающий момент, когда я начал использовать фотоаппарат и думать о нем, положил, однако же, конец поверхностным фотоснимкам по праздникам и глупым дружеским фотографиям. Я стал серьезен. Я начал что-то нащупывать и был всецело поглощен, пытаясь выяснить, куда же меня поведет…"
"Затем я принялся развивать это мое Большое Искусство в собственной ванной. Я находил вполне забавным быть фото-мастером-на-все-руки. "
В 30-е годы Брессон открыл для себя компактную немецкую камеру Leica, с которой больше никогда не расставался. "Она стала продолжением моего глаза" - пишет Брессон.
"Я скитался по улицам, возбужденный и готовый наброситься на что-нибудь этакое, сцапать жизнь «в ловушку» — что называется, поймать момент. Сверх того, я страстно желал ухватить суть всего и сразу в одной-единственной фотографии или в контексте одной-единственной ситуации, готовой развернуться на моих глазах".
В 1947 году независимые фотографы, одним из которых был Анри Картье Брессон, основали совместное предприятие, получившие название «Magnum Photos». Сооснователи: Роберт Капа, Джордж Роджер, Девид "Чима" Сеймур, Уильям Вандиверт. Называют от четырех до семи основателей фотоагентства, в статье Брессона звучит цифра пять).
Что такое фоторепортаж
"Порой один-единственный снимок может обладать такой композиционной силой и глубиной, настолько лучиться смыслом, что он сам по себе уже целая история" - пишет Брессон. И сразу сообщает, что такое случается редко. Поэтому цель репортажного фотографа - написать историю с помощью серии фотоснимков, которые подобно сценическим элементам смогут передать зрителю полноту события или образов.
"Но если это и возможно — поймать в фотообъектив «самую суть», равно как и заставить предмет изображения излучать внутренний свет, то вот это и есть фоторепортаж; и расположение на странице газеты или журнала помогает свести воедино элементы, разбросанные по разным фотографиям"
Зрение, сознание и чутье - составляющие хорошего фоторепортажа по Брессону.
"Писатель имеет время подумать. Он может принять и отклонить мысль, а затем снова ее принять; и до того, как он вверит свои мысли бумаге, он способен связать несколько элементов воедино, разобрать и пересобрать их. Есть также период, когда его сознание «забывает», а его подсознание работает над организацией своих мыслей. Но для фотографов, что произошло — произошло навсегда. Вот откуда неудобство и сила нашей профессии. Мы не можем переписать нашу историю, вернувшись вечером домой. Задача фотографа — воспринять реальность, почти одновременно «записывая» ее в записную книжку, каковой является наша камера. Мы не должны ни манипулировать реальностью во время съемки, ни подтасовывать результаты нашей работы в фотолаборатории. Эти уловки ясно различит любой наметанный глаз."
Портрет
Человек, которого мы снимаем, должен быть в нормальных для него условиях. Ему должно быть комфортно.
"Мы должны считаться с той атмосферой, к которой человек привык, и суметь включить в портрет естественную для него среду обитания — ибо человеку свойственно привыкание к ней не менее, чем животному. Более того, нужно сделать так, чтобы позирующий забыл о камере и о том, кто ею орудует. Сложной техники, прожекторов и множества других вещей из металла вполне достаточно, на мой взгляд, чтобы птичка уже не вылетела."
По мнению Брессона, камера не должна "льстить". Задача фотографа - отобразить реального человека. Уловить его мимику, настроение.
"В истинном портрете Вы не найдете ни льстивых прикрас, ни гротескных картикатур, но только глубокое и точное отражение индивидуальности."
Также важно понимать, что портреты, созданные одним и тем же мастером, часто бывают похожи.
Вот чем мне лично близок Брессон - в мире, где каждый скрывает свое лицо за инстамасками, пытается выставить себя в лучшем свете, а на выходе получается очередной безликой куклой, искренние и честные портреты на вес золота. Снимать людей такими, какие они есть, какими я их вижу и какими люблю - моя цель.
Композиция
"Композиция должна быть одним из объектов нашего неусыпного внимания. Но на момент съемки она может диктоваться нашей интуицией, так как мы пытаемся ухватить неуловимое, а все присущие этому отношения подвижны. Золотое правило гласит: два единственных компаса, которые есть у фотографа в распоряжении, — это его глаза. Любой чисто геометрический анализ, любое сведение фотоснимка к голой схеме (и это в самой природе фотографии!) может быть сделано только после того, как фотография отснята, проявлена и распечатана. Но и тогда она может быть использована исключительно для «посмертного» анализа изображенного.
Интересно, что применению одного из важных правил композиции - правила третей - сегодня активно помогают встроенные в фотоаппарат функции, а именно деление экрана сеткой. Брессону, такое не пришлось бы по душе: "Я надеюсь, не наступит тот день, когда фотомагазины начнут продавать маленькие схемки-клише для наложения на наши объективы"
Цвет.
Фотоснимки Брессона - сплошь черно-белые. Однако теме цвета он уделил большое внимание в своей статье
"Несмотря на то, что трудно с точностью предугадать, как развитие цветной фотографии отразится на фоторепортаже, кажется несомненным, что к этому нужно относиться принципиально иначе, чем к фотографии черно-белого типа. Лично я почти опасаюсь, что это сложное нововведение может помешать уловить тот самый жизненный нерв, который так часто схватывается черно-белым изображением.
Чтобы действительно совладать с цветной фотографией, мы должны владеть искусством обращения с цветом. И вот это-то и дает нам свободу выражения в рамках тех законов, что заповедали нам еще импрессионисты и от которых не может уклониться даже фотограф."
Выводы. Фотографии Брессона - это искусство, к которому хочется возвращаться. Следить за взглядами главных героев, шагать по их пути, читать их мысли. Безусловно он - гений. Но за гениальность стоит огромная работа. Его фотоснимки это не просто умение видеть иначе. Так, Брессон открыто насмехается над фотографами, пытающимися сделать свои снимки более художественными с помощью размытия и фотоувеличения, он не понимает, зачем некоторые репортеры делают "сложные па" для того чтобы показать свое мастерство во время фотографирования. Надо понимать, что у фотографа два компаса - его глаза. Видеть глазами так, как смотрит объектив фотоаппарата. Научиться понимать, где сантиметры движения добавляют глубины композиции. Видеть, следить, искать момент. Работать с чутьем и геометрией, принимать и понимать своих героев. Всему этому можно научиться у Брессона.