Найти тему

Великие фотографы. Анри Картье Брессон

Всем привет. Я учусь фотографии. И этот блог создан для того, чтобы постепенно осваивать фотоискусство. Все, что я узнаю нового о фотографии будет публиковаться здесь. Свою первую статью я посвящу величайшему фотографу всех времен и народов Анри Картье Брессону. Почему не начать с азов - света и композиции? - спросите вы. Да просто потому что Анри Картье Брессон - есть композиция и свет, и нечто большее, что делает фотографию Искусством. Помимо того, что Брессон считается лучшим фотографом в мире, он - именно репортажный фотограф, отец документальной фотожурналистики. Это то, что близко мне. Репортажная фотография, снимки без прикрас - живые и настоящие. То, чему я хочу научиться.

Годы жизни Брессона 1908-2004г. Весь двадцатый век - эпоха становления и расцвета фотографии, весь двадцатый век - Брессон.

Это мастер. А ниже - его фотографии

"Решающий момент" - статья Брессона, в которой он изложил свое видение фотоискусства. Эпиграфом к тексту стала цитата Кардинала де Ретца "В мире нет ничего, что не имело бы своего решающего момента". Статья биографична, в ней Брессон рассказывает, о том, как, еще будучи мальчишкой увлекся фотоискусством. Начинал с "поверхностных фотоснимков", но очень быстро из них вырос:

"Тот решающий момент, когда я начал использовать фотоаппарат и думать о нем, положил, однако же, конец поверхностным фотоснимкам по праздникам и глупым дружеским фотографиям. Я стал серьезен. Я начал что-то нащупывать и был всецело поглощен, пытаясь выяснить, куда же меня поведет…"

"Затем я принялся развивать это мое Большое Искусство в собственной ванной. Я находил вполне забавным быть фото-мастером-на-все-руки. "

В 30-е годы Брессон открыл для себя компактную немецкую камеру Leica, с которой больше никогда не расставался. "Она стала продолжением моего глаза" - пишет Брессон.

Любимая фотокамера - продолжение глаза фотографа.
Любимая фотокамера - продолжение глаза фотографа.

"Я скитался по улицам, возбужденный и готовый наброситься на что-нибудь этакое, сцапать жизнь «в ловушку» — что называется, поймать момент. Сверх того, я страстно желал ухватить суть всего и сразу в одной-единственной фотографии или в контексте одной-единственной ситуации, готовой развернуться на моих глазах".

В 1947 году независимые фотографы, одним из которых был Анри Картье Брессон, основали совместное предприятие, получившие название «Magnum Photos». Сооснователи: Роберт Капа, Джордж Роджер, Девид "Чима" Сеймур, Уильям Вандиверт. Называют от четырех до семи основателей фотоагентства, в статье Брессона звучит цифра пять).

Что такое фоторепортаж

"Порой один-единственный снимок может обладать такой композиционной силой и глубиной, настолько лучиться смыслом, что он сам по себе уже целая история" - пишет Брессон. И сразу сообщает, что такое случается редко. Поэтому цель репортажного фотографа - написать историю с помощью серии фотоснимков, которые подобно сценическим элементам смогут передать зрителю полноту события или образов.

"Но если это и возможно — поймать в фотообъектив «самую суть», равно как и заставить предмет изображения излучать внутренний свет, то вот это и есть фоторепортаж; и расположение на странице газеты или журнала помогает свести воедино элементы, разбросанные по разным фотографиям"

Ребенок, освобожденный из концлагеря. Германия, 1945г.
Ребенок, освобожденный из концлагеря. Германия, 1945г.

Негров не пускают в театр. 1961г
Негров не пускают в театр. 1961г

Зрение, сознание и чутье - составляющие хорошего фоторепортажа по Брессону.

"Писатель имеет время подумать. Он может принять и отклонить мысль, а затем снова ее принять; и до того, как он вверит свои мысли бумаге, он способен связать несколько элементов воедино, разобрать и пересобрать их. Есть также период, когда его сознание «забывает», а его подсознание работает над организацией своих мыслей. Но для фотографов, что произошло — произошло навсегда. Вот откуда неудобство и сила нашей профессии. Мы не можем переписать нашу историю, вернувшись вечером домой. Задача фотографа — воспринять реальность, почти одновременно «записывая» ее в записную книжку, каковой является наша камера. Мы не должны ни манипулировать реальностью во время съемки, ни подтасовывать результаты нашей работы в фотолаборатории. Эти уловки ясно различит любой наметанный глаз."

"Готов на любую работу" 1952
"Готов на любую работу" 1952
Последний день раздачи золота Куомитангом. Шанхай — Китай, 1949 г.
Последний день раздачи золота Куомитангом. Шанхай — Китай, 1949 г.

Портрет

Человек, которого мы снимаем, должен быть в нормальных для него условиях. Ему должно быть комфортно.

"Мы должны считаться с той атмосферой, к которой человек привык, и суметь включить в портрет естественную для него среду обитания — ибо человеку свойственно привыкание к ней не менее, чем животному. Более того, нужно сделать так, чтобы позирующий забыл о камере и о том, кто ею орудует. Сложной техники, прожекторов и множества других вещей из металла вполне достаточно, на мой взгляд, чтобы птичка уже не вылетела."

Винодел из области Турень, Франция, 1946.
Винодел из области Турень, Франция, 1946.
Коко Шанель, Париж, 1964.
Коко Шанель, Париж, 1964.

По мнению Брессона, камера не должна "льстить". Задача фотографа - отобразить реального человека. Уловить его мимику, настроение.

"В истинном портрете Вы не найдете ни льстивых прикрас, ни гротескных картикатур, но только глубокое и точное отражение индивидуальности."

Также важно понимать, что портреты, созданные одним и тем же мастером, часто бывают похожи.

Вот чем мне лично близок Брессон - в мире, где каждый скрывает свое лицо за инстамасками, пытается выставить себя в лучшем свете, а на выходе получается очередной безликой куклой, искренние и честные портреты на вес золота. Снимать людей такими, какие они есть, какими я их вижу и какими люблю - моя цель.

Композиция

"Композиция должна быть одним из объектов нашего неусыпного внимания. Но на момент съемки она может диктоваться нашей интуицией, так как мы пытаемся ухватить неуловимое, а все присущие этому отношения подвижны. Золотое правило гласит: два единственных компаса, которые есть у фотографа в распоряжении, — это его глаза. Любой чисто геометрический анализ, любое сведение фотоснимка к голой схеме (и это в самой природе фотографии!) может быть сделано только после того, как фотография отснята, проявлена и распечатана. Но и тогда она может быть использована исключительно для «посмертного» анализа изображенного.

Интересно, что применению одного из важных правил композиции - правила третей - сегодня активно помогают встроенные в фотоаппарат функции, а именно деление экрана сеткой. Брессону, такое не пришлось бы по душе: "Я надеюсь, не наступит тот день, когда фотомагазины начнут продавать маленькие схемки-клише для наложения на наши объективы"

Цвет.

Фотоснимки Брессона - сплошь черно-белые. Однако теме цвета он уделил большое внимание в своей статье

"Несмотря на то, что трудно с точностью предугадать, как развитие цветной фотографии отразится на фоторепортаже, кажется несомненным, что к этому нужно относиться принципиально иначе, чем к фотографии черно-белого типа. Лично я почти опасаюсь, что это сложное нововведение может помешать уловить тот самый жизненный нерв, который так часто схватывается черно-белым изображением.

Чтобы действительно совладать с цветной фотографией, мы должны владеть искусством обращения с цветом. И вот это-то и дает нам свободу выражения в рамках тех законов, что заповедали нам еще импрессионисты и от которых не может уклониться даже фотограф."

Выводы. Фотографии Брессона - это искусство, к которому хочется возвращаться. Следить за взглядами главных героев, шагать по их пути, читать их мысли. Безусловно он - гений. Но за гениальность стоит огромная работа. Его фотоснимки это не просто умение видеть иначе. Так, Брессон открыто насмехается над фотографами, пытающимися сделать свои снимки более художественными с помощью размытия и фотоувеличения, он не понимает, зачем некоторые репортеры делают "сложные па" для того чтобы показать свое мастерство во время фотографирования. Надо понимать, что у фотографа два компаса - его глаза. Видеть глазами так, как смотрит объектив фотоаппарата. Научиться понимать, где сантиметры движения добавляют глубины композиции. Видеть, следить, искать момент. Работать с чутьем и геометрией, принимать и понимать своих героев. Всему этому можно научиться у Брессона.