Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей до 3- 5 лет при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем еще до формирования речи.
В дальнейшем при овладении речью у таких детей выявляются определенные затруднения: речевая активность ребенка резко снижена; накопление словарного запаса идет медленно; ребенок с трудом строит фразы. В словах встречаются перестановки, сокращения. Иногда у таких детей бывает «своя речь», которую окружающие не понимают.
Родителям таких детей необходимо обратиться к специалистам (логопеду и неврологу).
Чтобы ребенок овладел определенным количеством слов, простых по произношению и часто употребляемых, необходимо больше уделять внимания работе со словами. Например, гуляя по улице, каждый раз повторять название встречающихся предметов. Если ребенок отказывается повторять, не надо требовать от него ответа в данный момент. В дальнейшем повторяемые слова должны быть использованы в другой речевой ситуации.
Каждое проявление речевой активности должно поощряться взрослыми. Не следует требовать от ребенка назвать или говорить то, что ему неизвестно, так как это может привести к отказу от речи. Побуждать детей к разговору следует, но принуждать нельзя.
Если у ребенка начинает быстро обогащаться словарь и развиваться фразовая речь, нельзя перегружать его речевым материалом. Это может привести к заиканию.