Когда в 1942 году Севастополь пал, то полуостров Крым оказался под полным контролем немецких оккупантов. Советское командование в дальнейшем планировало вернуть Крым под свой контроль. Но для этого, как минимум, нужно было понимать что там происходит. Для этого туда была заброшена группа разведчиков под кодовым обозначением "Баст" состоявшая из трех офицеров.
Однако, очень скоро стало понятно, что во-первых, три разведчика не могут "работать" на весь полуостров, а во-вторых, работа их осложняется рядом фактических сложностей: немцы ввели тройную регистрацию для всех находящихся в Крыму жителей, угоняли трудоспособное население Крыма на работу в Германию и ввели запрет на свободное передвижение оставшихся там жителей. В таких условиях любой "неместный" гражданин вызывал особые подозрения.
Кроме того Крым стал базой немецкой разведки. Здесь находились около тридцати Абверкоманд. Для выполнения заданий требовалось привлечь кого-то, кто вызывал наименьшее подозрение у оккупационных властей. При этом походил на местного или и вовсе являлся им. Выбор пал на крымскую татарку Абденанову Алиме. Алиме уже несколько раз подавала прошение направить ее на фронт, где уже находился ее дядя. Ей отказывали ссылаясь на то, что она служащая исполкома.
Начальник штаба по разведке генерал-майор Николай Трусов посчитал, что жившая ранее в Крыму Алиме, которая отлично знала местность и имела на полуострове родственников отлично справится с порученным заданием. Алиме быстро согласилась на предложение разведчиков. За пару недель она прошла подготовку и, в начале октября 1943 года, на самолете ПО-2 ее вместе с радисткой Ларисой Гуляченко высадили около деревни Джермай-Кашик, где проживала ее бабушка Ревиде.
Приземлившись девушки спрятали рацию и парашюты и отправились в село. При приземлении Алиме повредила ногу и Ларисе пришлось вести "подругу" до самого дома. Тем не менее девушки не вызвали подозрений и благополучно добрались до места. Придя в себя Алиме принялась организовывать подпольную разведывательную группу. В нее вошли четырнадцать ее знакомых и родственников, которым Алиме доверяла.
Группа получила кодовое название "Дая". Разведчики следили за железной дорогой и шоссе, фиксировали все передвижения немецких войск и собирали данные по обороне противника в районе полуострова. Все данные передавались в разведотдел Северо-Кавказского фронта. Работать приходилось в крайне тяжелых условиях. Командование посчитало, что Алиме и ее радистка Гуляченко достойны награждения. Алиме и Гуляченко были представлены к ордену Красного знамени. Но получить награду так и не смогли.
Алиме передала в штаб около сорока двух сообщений. Вскоре на рации разрядилась батарея. Новые батареи должен был доставить партизан Александр Павленко из ранее высаженной в Крыму группы "Баст". Однако, на обратном пути Павленко был схвачен немцами. Осознав, что в Крыму работает подпольная группа немецкая контрразведка поставила задачу во что бы то ни стало обезвредить советских подпольиков. В камеру с пойманными партизанами подсадили провокатора, который выудил информацию о некоторых членах группы "Дая".
Вскоре немцы знали, что помощник начальника железнодорожной станции работает на партизан. В феврале 1944 года с помощью специального пеленгатора был вычислен дом из которого разведчики передают сообщения. Улучив удобный момент немецкая тайная полиция ворвалась в этот дом и задержала практически всех разведчиков включая Алиме. Правда рации у подпольщиков при себе не было. Все попытки "расколоть" схваченных, даже самыми жесткими методами, не увенчались успехом.
Однако, удалось "надавить" на радистку Гуляченко. Увидев, что немцы сделали с ее товарищами девушка не выдержала и рассказала о местоположении рации. Хуже всего пришлось Алиме. Не желая "марать руки" немцы поручили допрос советским предателям Михельсону, Зубу, Василенко, Круглову и Дубогрею. Изменники не гнушались никакими методами. Правда даже они, желая выслужиться перед немецким командованием, все равно не смогли добиться никакой информации.
Советские партизаны узнали о судьбе Алиме и попытались ее освободить. 27 марта они совершили дерзкий рейд на немецкую комендатуру, освободили многих пленников, но не застали там Алиме. Оказалось, что девушку уже перевели в Симферополь. Там, 5 апреля 1944 года враги расстреляли ее. Буквально за неделю до освобождения города РККА. Только в 1958 году предателей Михельсона, Дубогрея, Оленченко, Зуба, Круглова и Василенко признали виновными в измене Родине и приговорили к высшей мере. Здесь правосудие восторжествовало.
Лариса Гуляченко была задержана сотрудниками СМЕРШа в 1945 году и приговорена к десяти годам лагерей. В 1991 году приговор был отменен, а Гуляченко реабилитирована.
Что же касается семьи Алиме, то после освобождения Крыма Красной армией начальник разведотдела лично навестил семью Абденановых и пообещал, что "никто не будет забыт". Не прошло и месяца, как Советская власть начала депортацию крымских татар. Репрессиям подверглись родственники Алиме, включая ее бабушку, что укрывала подпольщиков, сестру, что тоже была разведчицей и ряд других родственников. Советская власть не вспомнила ни о каких заслугах. Имя Алиме было известно лишь малому кругу людей, что продолжали чтить ее память.
Однако, и в этом случае справедливость в конце концов восторжествовала. Советский Союз развалился в 1991 году. Документы по работе подпольной группы "Дая" были рассекречены. В 2014 году президент Путин подписал указ, согласно которому за героизм и мужество проявленные в борьбе с немецкими оккупантами Алиме Абденановой было присвоено звание Героя России с вручением медали Золотая Звезда.
Вряд ли храбрая девушка думала о наградах в плену у немецких захватчиков. Но мы не должны забывать о ее подвиге. О подвиге всех, кто приблизил Победу.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.