Найти тему

Как организовать архив документов в 2022, чтобы налоговая вас не наказала

Оглавление

Архив документов может выглядеть по-разному. Иногда – это несколько папок, одна полка, которой заведует бухгалтер. Эта картина характерна для небольших или развивающихся организаций. Но когда вы понимаете, что буквально сидите на коробках с документами, а принтер вместе с вами работает с 9:00 до 18:00, пришло время выделять архив в новую структуру.

Даем 3 главных совета по организации архива документов в 2022 году. Ответственность, структура, инструкции – подробнее узнайте об этом в нашем тексте.


Определение функциональности архива документов

Сперва определитесь с тем, как будет функционировать ваш архив документов. Есть два варианта:

Самостоятельное структурное подразделение.

В этом случае нормативное управление архивом переходит к руководителю организации. Всеми оперативными процессами будет управлять назначенный руководитель нового подразделения.

Подразделение в отделе делопроизводства.

В этом случае контроль и управление архивом документов переходит к руководителю отдела делопроизводства.

Объяснить сотруднику, как работать с архивом.

Когда вы определились с тем, в какое подразделение выделить архив, необходимо составить понятные и конкретизированные инструкции для сотрудников архива. Инструкции – это самый важный элемент в построении архива документов. Приведем стандартный список функций, которые необходимо прописать, чтобы работа архива была налажена правильно:

  • ведение списков структурных подразделений организации, являющихся источниками комплектования архива;
  • прием сформированных, согласно номенклатуре дел, архивных дел от структурных подразделений организации;
  • учет и обеспечение сохранности принятых в архив документов;
  • создание и поддержание актуального состояния научно-справочного аппарата к документам архива;
  • организация информационного обслуживания руководителей и структурных подразделений организации в отношении содержания архивных документов;
  • организация использования документов по запросам структурных подразделений организации и частных лиц, ведение учета и анализа использования таковых;
  • участие в проведении экспертизы ценности документов, а также обеспечение комплекса организационных и методических мероприятий по передаче документов на постоянное хранение;
  • проверка правильности формирования и оформления дел в структурных подразделениях организаций;
  • работа по составлению номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений;
  • оказание методической и практической помощи структурным подразделениям организации по вопросам работы с документами;
  • участие в разработке нормативных и методических документов по архивному делу и документационному обеспечению управления внутри организации;
  • участие в проведении мероприятий по повышению квалификации работников архива.

Вывести архив из тени

Чтобы соблюсти все требования законодательства, вам необходимо составить и принят положение об архиве документов. В документ нужно включить: общие положения, структура архива, задачи, функции, состав документов архива, права, взаимоотношения с другими подразделениями и ответственность. Это закрепит функции архива и ответственность должностных лиц.

Для составления положения вам понадобятся основные понятия, термины и определения, касающиеся документации и документоведения, изложены в ГОСТ Р 7.0.8-2013. Изучите этот документ, ведь специальных терминов в этой сфере более 100.

Ваш архив документов готов к работе

Теперь, когда вы определились со статусом архива, написали инструкции для работников и положение, архив может начинать свою работу. Используйте эти три шага, чтобы правильно наладить работу с документами с первого дня.

Четвертый «секретный» шаг по организации архива первички

Когда все процессы налажены, осуществляется контроль и ваши бухгалтеры довольны, можно закрепить этот результат навсегда. Автоматизируйте контроль первичных документов с помощью программы «Скан-Архив».

Контроль возврата первички, выгрузка базы для проверки или встречной сверки за 15 минут – узнайте о всех возможностях программы.

Какие проблемы в работе с бумагами могут вас подстерегать в процессе, и как их решать, узнайте из других статей на нашем «Дзене».