Когда я учился на психиатра, мне очень повезло — моими наставниками были выдающиеся врачи. Они выручали меня в сложных случаях и помогали освоить тонкости профессии — когда нужно провести МРТ, какие именно лекарства выписать, какие методы лечения применить.
В то время моим пациентом был молодой человек, который пытался побороть алкогольную зависимость. Раньше он мог хоть как-то контролировать количество выпитого алкоголя, но сейчас его зависимость стала угрожать жизни. Дело в том, что он вообще-то ненавидел алкоголь — раньше он лишь изредка выпивал пиво с парнями после тренировок по бейсболу. Да, и он очень любил бейсбол.
Он иммигрировал в США ребенком, жил с дядей и тетей, но никак не мог освоиться. Дядя и тетя помогали изо всех сил, но стеснительному мальчику все равно было трудно. Ближе всех ему была его тетя. Она гордилась каждым его достижением. А он помогал ей, потому что она не знала английский. Она говорила только на своем родном языке, хотя свою родину покинула двадцать пять лет назад. Его жизнь преобразилась, когда подростком он узнал про бейсбол. Это было на уроке физкультуры, где всех заставляли играть на разных позициях. Мой пациент чувствовал себя неуверенно, не был спортивного телосложения и боялся, что будет выглядеть глупо. Каково же было его удивление, когда у него все получилось! Более того, он не только здорово играл на поле, но и умело выстраивал стратегию, так что быстро стал капитаном. Он наконец-то добился уважения сверстников и внимания девочек, которые раньше его не замечали. И все это как дополнение к бейсболу, который сам по себе ему очень нравился! Его задор дарил команде победу за победой. Он заряжал энергией даже своих поклонников, в том числе тетю, которая часто приходила посмотреть на его тренировки и матчи.
Уверенность в своих силах, активная социальная жизнь и успешная карьера помогали ему чувствовать себя комфортно в этом мире. Все резко изменилось, когда его поразила очень опасная болезнь. Он больше не мог играть в бейсбол.
Его жизнь была разрушена. Бейсбол был для него всем. К сожалению, он так и не понял, что бейсбол был всего лишь способом проявить свои качества, которые никуда не делись. Он не осознавал в полной мере присущих ему лидерских качеств, ума, чувства юмора и способности вдохновлять. Он пил, чтобы наказать себя за провал. Он считал, что виноват в своей болезни, и намеренно приближал алкоголем свою смерть. Мне казалось, что я ничего не могу для него сделать. Но мне помог один очень хороший и умный старший коллега. Ему часто удавалось решать сложные проблемы, и он выдвинул гипотезу, которая позволила все изменить. Он просто сказал: «Позволь ему попробовать чему-нибудь тебя научить».
Я помню, как позже тем днем сидел у себя в кабинете, размышляя о более общей картине которую я не заметил. Я не сумел посмотреть на происходящее со стороны. Мой пациент чувствовал стыд и считал себя неполноценным. А тут я – живой и здоровый, собрался ему помогать. Мой вид заставлял его чувствовать себя еще хуже.
Именно поэтому мне действительно нужно было чему-нибудь у него поучиться. Это помогло бы ему почувствовать уверенность в собственных силах. Через несколько недель он научил меня нескольким словам из языка, на котором говорила его тетя. Я научился неплохо их произносить и даже составлял какие-то предложения. Было нелегко, но мне помогал его энтузиазм и его умение увидеть, что именно у меня не получается, и дать нужную подсказку. Я бы не справился без его терпения, чувства юмора и умения радоваться моим успехам.
Примерно через восемь недель на наше занятие заглянула его тетя, и я смог поздороваться с ней. Мой пациент светился от гордости, даже когда я запинался и ему приходилось аккуратно мне помогать. Мы были похожи на двух мальчишек, которые красуются своими успехами перед взрослым, а тот искренне гордится обоими. Она была особенно рада тому, что ее племянник научил своего врача чему-то важному и полезному. После этого нам наконец удалось снизить его потребление алкоголя.
Мне нужно было у него поучиться. Мне нужно было позволить ему помочь мне. А он смог позволить мне помочь ему. В каждом из нас есть огромный потенциал.
Мы можем раскрывать себя, узнавать что-то новое и реализовать свои возможности. У нас у всех есть на это право. В то же время каждого из нас может захватить стыд. Мы можем отчаиваться, сдаваться, искать наказания вместо заслуженного сочувствия. Нам всем иногда нужна помощь. Каждый может попасть в ситуацию, в которой без помощи не обойтись. Но нам повезло, ведь самая сильная помощь — это живые человеческие взаимоотношения.
Взаимоотношения, которые мы все способны выстраивать и которые творят чудеса.
Больше про травмы – в книге Пола Конти «Травма. Невидимая эпидемия» (16+) благодаря которой читатель получит:
• глубокое понимание травмы и стыда;
• способность распознать травму в себе, других и обществе вокруг тебя;
• знание того, как индивидуальная и коллективная травма существует на уровне социума;
• мотивацию остановить травму и ее распространение;
• набор практических приемов помощи себе и другим.
Доктор Пол Конти, один из ведущих психиатров современности, призывает именно так понимать травму: как неконтролируемую эпидемию с потенциально фатальным прогнозом.
В своей книге доктор Конти анализирует передовые исследования, клинический опыт и десятки реальных случаев, чтобы представить глубокий и актуальный взгляд на травму. В книге шаг за шагом разбираются действенные методики, которые можно осуществить как в индивидуальном порядке, так и в обществе, чтобы смягчить последствия травмы и предотвратить дальнейшую травматизацию в будущем.
Купить книгу Пола Конти «Травма. Невидимая эпидемия» (16+) можно по ссылке: https://go.ast.ru/a003hx5
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)
Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:
7 критериев посттравматического синдрома
«Мое тело онемело и я его совсем не чувствую»: печальная история из жизни Леди Гаги.