Захотелось немного раздвинуть рамки "Вокального разбора" и посвятить несколько статей исполнителям, которых по праву можно назвать великими. Эти люди оставили неповторимый след в истории вокальной музыки. И начну я с американской джазовой певицы Эллы Фицджеральд.
Композиции в ее исполнении могут по праву называться "Золотым фондом мировой музыки".
Первая ассоциация, которая приходит в голову в связи с упоминанием имени Фицджеральд, это скэт. Скэт - прием, использующийся, чаще всего, в джазовом вокале. Представляет собой пение некой мелодии на слоги. Чаще всего, скэт используется в качестве импровизационной составляющей в песне.
На заре, жизнь будущей певицы была очень и очень непростой. Ее мать была простой прачкой, а отец - водителем. Семья их распалась почти сразу после рождения Эллы, Появился отчим и младшая сестра. Денег не хватало, и единственной отдушиной для Эллы была музыка. Знакомство с ней, как и у многих людей того времени произошло в методистской церкви. Элле очень нравилось подпевать звучавшим во время службы госпелам и спиричуэлсам. Когда Элле было 14 лет, умерла ее мать и, по сути, никому не нужная сирота осталась на улице. Она жила и в приюте, и на улице и даже...в борделе. И неизвестно, чем бы все закончилось, но, как всегда, вмешался случай. Элла попала на конкурс, который проводил театр "Апполо" в Гарлеме. Произведя там фурор, Элла победила, но главное, заявила о себе, получила новые знакомства в музыкальной среде. После, благодаря этому, Элла начала сотрудничать с различными биг-бэндами (джазовыми оркестрами), в том числе с известным оркестром Чика Уэбба. Их сотрудничество было наиболее плодотворным: были записаны такие хиты как "Mr.Paganini", "A-Tisket, A-Tasket". А после смерти Уэбба, Элла возглавила биг-бэнд. Такой взлет всего за каких-то пять лет! Из нищенки живущей на улице, до звезды Нью-Йоркского биг-бэнда. Это сейчас стать известным можно в одночасье, просто сняв "вирусное" видео для интернета. Но не в 30-е годы 20 века.
В 1942 году оркестр распался и Элла отправилась в "свободное плавание", у нее появился собственный менеджер, импрессарио, был подписан контракт со студией звукозаписи. Голос Эллы стал звучать и в концертных залах, и по радио. Вместе с этим рос ее профессионализм и слава "первой леди джаза". Именно в эту эпоху в ее исполнениях появился скэт, ставший позже визитной карточкой певицы.
Пиком карьеры стали 50-60 годы прошлого столетия. Именно тогда Элле и ее менеджеру Норману Гранцу пришла в голову мысль записать ряд пластинок, каждая из которых была бы посвящена определенному композитору, из числа тех, чьи песни входят в Great American Songbook.
Здесь нужно немного отойти от темы и пояснить, что же это такое Great American Songbook, чтобы понять, почему решение использовать ее в свое творчестве стало для Эллы ключевым.
Great American Songbook - это, своего рода, энциклопедия американской музыки 20 века. Это ряд произведений, написанных и записанных в период с 1920 по 1960-е годы, этакие эталонные произведения, как симфонии Моцарта и Гайдна в классической музыке.
Обращение к этим произведениям в своем творчестве, стало ключевым моментом в карьере Эллы Фицджеральд, поскольку ее исполнение этих произведений стало считаться "эталонным". Именно к ее версиям джазовых стандартов обращаются вокалисты, начиная осваивать джаз. Ее копируют, по ней учатся. Именно это сделало ее имя "бессмертным".
Это к вопросу о том, важен ли репертуар. Ты можешь быть очень талантливым продаваном и клепать хиты из трех нот бесконечно. Но вспомнят ли о тебе через 50 лет? Для того, чтобы стать долговечным (читай, вечным) артистом, важно чтобы сошлось все: талант, выучка, репертуар, промоушен. Как это и случилось в случае Эллы.
А уж "оставив след в истории" можно и поэкспериментировать, как и поступила Фицджеральд. В последние годы она выпускала пластинки с песнями довольно далекими от классики джаза: пела рождественские гимны, духовную музыку и даже кантри.
Ну а теперь насытившись теорией, давайте просто послушаем великую Эллу.
Ella Fitzgerald - Summertime (1968)
Ella Fitzgerald- "How High The Moon/Epic scat" LIVE 1966
Ella Fitzgerald - Air Mail Special - 1961 TV Performance