Прошедшие две недели принесли Великобритании очень серьезные изменения, и если итоги выборов нового премьер-министра были предсказуемы, то смерть королевы Елизаветы II стала настоящей неожиданностью. И, что самое страшное для Лондона, оба этих события произошли в самое неподходящее для страны время.
На фоне энергетического кризиса экономика Великобритании летит в пропасть — согласно исследованию Bloomberg, около 60% британских предприятий могут закрыться из-за резкого роста цен на электроэнергию:
Группа Make UK, представляющая интересы производителей, сообщила, что за последний год почти для половины предприятий в стране счета за электричество подскочили более чем в два раза.
По их данным, 13% фабрик уже сократили часы работы или стараются не работать в часы пиковой нагрузки, а 7% приостанавливают производство на более длительные промежутки времени.
Нынешний кризис ставит производителей перед суровым выбором между сокращением производства и его полной остановкой.
Инфляция тоже уже давно вышла из под контроля и превысила 10%, а после октябрьского повышения цен на электроэнергию она, по прогнозам Банка Англии, преодолеет отметку 13%. Аналитики Goldman Sachs вообще говорят о цифре в 23% в 2023 году при условии, что стоимость энергоресурсов останется на таком же высоком уровне.
Навалившиеся проблемы ударили и по британскому фунту стерлингов, курс которого упал до минимального с 1985 года значения — крупные инвесторы и «умные» деньги не очень верят в будущее Великобритании.
Из-за стремительного падения уровня жизни и угрозы обнищания активизировалась и протестная деятельность — такого количества забастовок и митингов страна не видела уже более полувека. Это уже привело к частичной остановке работы некоторых коммунальных и транспортных служб, что только усиливает общее ощущение хаоса.
Примерно в такой же сложной обстановке Маргарет Тэтчер стала премьер-министром Великобритании в 1979 году. Ее всегда отличали интеллект, последовательность взглядов и приоритет интересов государства над ее собственными — она не боялась включать в правительство своих оппонентов, если те могли принести пользу стране.
Что же можно сказать о качествах Лиз Трасс, которая даже внешне пытается копировать Железную леди Тэтчер?
За ее последовательность в политических кругах она получила прозвище «хамелеон». Так, еще будучи студенткой, она возглавляла Либерально-демократическую партию Оксфордского университета и была борцом за легализацию каннабиса и отмену монархии. Но в 1996 году Лиз изменила свои взгляды на противоположные и перешла в лагерь консерваторов, назвав их «замечательными людьми».
Во время референдума по поводу выхода из ЕС Трасс была ярым противником Brexit. Но после поражения ее лагеря она поменяла свое мнение и стала его сторонницей , заявив, что это «встряхнет ситуацию и предоставит народу Великобритании больше экономических возможностей».
Интеллект нового премьер-министра уже давно стал объектом мемов, чего только стоят ее слова о «вторжении в Украину грозных сил от монголов до татар» и непризнание суверенитета России над Ростовом и Воронежем.
Если же говорить о принципах формирования своего кабинета министров, то Трасс не включила в него ни одного своего оппонента, какими бы уважаемыми специалистами они не были. Вообще, к этому процессу она подошла творчески и следуя современным тенденциям — на ведущих постах в правительстве не будет ни одного белого мужчины.
Программа реформ, с которой выступила Лиз Трасс, так же вызывает множество вопросов — она хочет увеличить расходы на оборону до 3% от ВВП, снизить налоги и установить потолок цен на электроэнергию. Только последняя ее инициатива потребует более 130 миллиардов фунтов, но где их взять, если налоги будут снижены?
Все гениальное просто — деньги можно напечатать, как это уже делалось во время пандемии. Но причину высоких цен на электричество такая мера не решит, а лишь на время замаскирует энергетический кризис. Что после этого произойдет с инфляцией, курсом британского фунта и экономикой в целом даже страшно себе представить.
Отношение жителей Великобритании к новому премьер-министру крайне показательно - «очень рады» ее избранию лишь 4% опрошенных, 18% - «скорее рады», 17% - «относительно разочарованы» и 33% - «очень разочарованы».
Если вы удивлены, как при такой популярности Трасс смогла занять кресло, то вам следует узнать о системе выборов в Великобритании. Так, право проголосовать за будущего премьер-министра в этом году получили лишь чуть более 80 тысяч членов консервативной партии при населении страны около 60 миллионов человек. И это те люди, которые постоянно упрекают нас в отсутствии демократии :)
При этом многие консерваторы заявили, что «пришли голосовать из чувства долга и чтобы выбрать наименее худший вариант из предложенных», а большинство из них были бы не против сохранить Бориса Джонсона, только бы не дать занять пост премьера «поверхностной» Лиз Трасс.
Но, как говорится, беда не приходит одна — смерть королевы усугубила и без того сложную ситуацию в стране и будет иметь далеко идущие последствия. Хоть парламент и является высшим органом управления в Великобритании, именно фигура Елизаветы II и ее авторитет среди элит играли объединяющую роль для подданных королевства.
Новый король Карл III такой харизмой и популярностью не обладает, что на фоне политического и экономического кризиса может привести к реальному распаду страны. Так, следующий референдум о независимости Шотландии назначен на октябрь 2023 года, и, судя по всему, он будет не единственным — премьер Антигуа и Барбуда так же заявил о желании выйти из-под власти британской монархии.
Империя, над которой никогда не заходит солнце, похоже, готова надолго уйти в тень.
Друзья, если хотите поддержать канал, то просто поставьте лайк и подпишитесь. Так же буду рад вам в комментариях :)
Всем спасибо за внимание!