Найти в Дзене
Crimen

Измельчавшие короли. Уходящая эпоха «воров в законе»

Подведу небольшой итог о моих статьях о "ворах в законе". Точное число воров в законе, которые сегодня находятся в России, назвать сложно: этому мешает максимальная конспирация в их среде. Однако, по приблизительным подсчетам, на 2013 год в стране насчитывалось порядка четырехсот воров на свободе, и еще около ста — отбывающих наказание в местах лишения свободы. Конечно, на фоне 3,5 тысяч законников начала 40-х годов XX века эти цифры не велики. При этом воров не просто стало меньше: стремительно уходят в прошлое те из них, кто всю жизнь строго следовал воровскому кодексу. Все больше законников позволяют себе и заниматься коммерцией, и заводить семьи. К примеру, дальневосточному вору в законе Евгению Васину (Джем) в 90-е его титул ничуть не мешал руководить огромным оргпреступным сообществом «Общак» и творить вещи, весьма далекие от строгих воровских правил. В те же 90-е, к слову, воровскими титулами стали торговать, пусть и за очень большие деньги; из-за этого появились законники, ни р

Подведу небольшой итог о моих статьях о "ворах в законе".

Точное число воров в законе, которые сегодня находятся в России, назвать сложно: этому мешает максимальная конспирация в их среде. Однако, по приблизительным подсчетам, на 2013 год в стране насчитывалось порядка четырехсот воров на свободе, и еще около ста — отбывающих наказание в местах лишения свободы. Конечно, на фоне 3,5 тысяч законников начала 40-х годов XX века эти цифры не велики.

При этом воров не просто стало меньше: стремительно уходят в прошлое те из них, кто всю жизнь строго следовал воровскому кодексу. Все больше законников позволяют себе и заниматься коммерцией, и заводить семьи. К примеру, дальневосточному вору в законе Евгению Васину (Джем) в 90-е его титул ничуть не мешал руководить огромным оргпреступным сообществом «Общак» и творить вещи, весьма далекие от строгих воровских правил.

В те же 90-е, к слову, воровскими титулами стали торговать, пусть и за очень большие деньги; из-за этого появились законники, ни разу в жизни не топтавшие зону. Больше того: в последнее время воровской титул возможно получить чуть ли не по Skype — в самом деле, зачем собираться, если есть видеосвязь? Само собой, у тех воров, кто все еще чтит традиции, подобные новшества вызывают как минимум недоумение.

В 90-е годы жизнь воров в законе освещалась в прессе, в кино, многие люди именно в это время познакомились с этой средой. Сейчас их деятельность держится в большем секрете. Кстати, рассказывать журналистам и другим непричастным людям, «фраерам», о том, что происходило на воровском собрании, также нельзя.

За участие в собрании воров в законе или принадлежность к этой касте могут, по существующему УК, привлечь к уголовной ответственности, даже если человек и не принимал решений, касающихся деятельности преступной среды. Причём привлечь человека за это следственным органам достаточно легко.

Если вору в законе задают вопрос, в том числе и следователь, является ли он вором в законе, а он отвечает «нет», то это отказ от титула, поведение не по понятиям, за это может постигнуть кара. А если «да», то поездка в тюрьму неминуема.

-2

Появились в воровском мире и вполне «светские» наказания — штрафы. Теперь совершивший незначительный проступок законник вместо унизительной пощечины, которая так или иначе пошатнет его авторитет, может отделаться взносом в воровской общак. На фоне всего этого законники нового поколения, в отличие от своих предков, перестали гордиться попаданием за решетку: в места лишения свободы они отправляются крайне неохотно.

По подсчетам одного портала, занимающегося криминалитетом, в настоящее время численность воровского сообщества составляет 227 человек. Из них на свободе – 168, в розыске – 9, под следствием – 16, а отбывают наказание в заключении – 59 авторитетов.

Этнический состав «законников» за все это время не претерпел существенных изменений. Большую часть воров по-прежнему составляют грузины – 57% (129 человек). На втором месте идут русские – 13% (29 человек), на третьем – езиды (14 человек, 7%) и на четвертом – армяне (11 человек, 5%).

Стоит отметить, что не все из авторитетов проживают в России на постоянной основе и считают ее своим домом. Кто-то живет за границей или отбывает наказание в зарубежных тюрьмах, поэтому цифру 227 как обозначение численности отечественного воровского сообщества можно считать весьма условной.

-3

Еще хочу добавить, что сейчас вся организованная преступность ушла «в цифру» и в криптовалюту. Искать эти группировки внутри нее — это высшая математика. Она достаточно сложная, и я бы не хотел ее особенно комментировать. Преступность набрала обороты. Надела дорогие костюмы, галстуки Brioni, бабочки, завладела какими-то активами за это время. Часть активов вывела за рубеж. Основные деньги продолжают зарабатывать, используя цифровые технологии.

Недавно прокурор Москвы Денис Попов нанес мощный удар по всем исправительно-трудовым учреждениям столицы. В каждом СИЗО у заключенных изъяли незаконно пронесенные туда компьютеры, телефоны, через которые они проводили финансовые махинации; уничтожались call-центры, которые там находились. В одном из СИЗО существовал центр, который в день приносил до 5 миллионов прибыли, не меньше.

-4

Конечно, когда есть такой источник доходов, кто будет бить морду конкурентам? И зачем это нужно, когда мир уже другой? Всё изменилось. Соответственно, изменилась и преступность.

Воры в законе. 3 версии появления «элиты» преступного мира
Crimen4 июля 2022

Война после войны. О чем не знали в 40-х годах, но пришлось узнать в 50-х
Crimen14 июля 2022

Хрущев против блатных. Худой мир после «сучьей войны», изменивший воров в законе
Crimen3 августа 2022

-5