Найти тему
Римма Раппопорт

Первый раз в первый класс. Как я оказалась по другую сторону учебного процесса

Кончилась первая полноценная учебная неделя. В свою школу все это время я ходила как на курорт. Пока что уроки — чистое удовольствие. Почему же тогда я чувствую себя так, словно пациент скорее мёртв? Ларчик открывается просто: моя дочка теперь первоклассница.

Не знаю, сколько длится адаптация. Надеюсь, что четверти на неё хватит, потому что дольше в таком режиме я могу и не выдержать. Пожалуй, самое точное определение прошедшей недели — «контейнировала, контейнировала, да не выконтейнировала». 

Сила стресса и эмоциональные потрясения

Для ребёнка из крохотного частного сада новый формат коммуникации со взрослыми непривычен. В школе всё строже, а класс в три раза больше садиковской группы. Тут я бы, кстати, поспорила с теми, кто считает, что пожирать детей нужно ещё в младенчестве, чтобы были готовы к реальному миру. Привычка к гуманистическим методам даёт, видимо, не только сложности со строгостью взрослых, но и способность критически относиться к этой строгости. 

Мне кажется, пока что основные эмоции дочери от коммуникации с учителями — страх и восхищение. Приспособиться к нетипичным условиям взаимодействия со взрослыми тяжело, многое вызывает слишком сильные впечатления, но зато и мотивация гипертрофированная. По словам Лии, классная руководительница ее «как будто гипнотизирует»: сразу хочется «сидеть ровно» и «слушать(ся)»

Очевидна и эмоциональная перегрузка. Шутка ли: 32 человека в классе, адаптация к новому пространству,  правилам, еде, изменениям в режиме дня, кружкам… Тут я ребёнка понимаю: у меня самой от количества информации поплыла голова, а мне всего-то приходится вместе с мужем контролировать, чтобы все нужное было с собой, мониторить новости в группе «ВКонтакте» и родительском чате, решать проблемы с формой (никогда не свяжусь больше со школьной формой на заказ!), клеить на бесконечные детские вещи именные наклейки и поддерживать запас белых колготок.

В середине недели Лия в одно мгновение уснула раньше 9 вечера и проснулась только в 7 утра. Вообще-то такой долгий сон для неё нехарактерен. Но и я дважды за последние дни основательно отключалась, вернувшись из обеих школ. Несмотря на абсолютную трезвость, мое состояние всю прошедшую неделю напоминало какое-то тревожно-суетливое похмелье. 

После школы

Я давно заметила по своим ученикам, что трудные школьники с родителями часто ведут себя как ангелочки. Отсюда все эти «да не может быть, он дома никогда себе такого не позволяет!» Но и наоборот это тоже работает. Тот, кто в классе держит лицо, даёт жару близким тихими семейными вечерами. Наша дочь относится ко второму типу, и любой стресс усиливает тяжести домашнего поведения. Так что я временно превратилась в контейнер для переживаний, срывов и разнообразного негатива. К сожалению, моего терпения периодически не хватает. Когда контейнер переполняется, я превращаюсь в худшую версию себя и нервное напряжение с завидным отрывом опережает материнское сочувствие и рефлексию.  

Нарушение запретов

Кое-где неожиданно пришлось сдать позиции. Мало что осталось в моей жизни от религиозных убеждений, но свинину уже лет двенадцать не ем, и в холодильнике ее у нас не бывает. Лии мы свинину никогда не давали. В первый же учебный день меня ждала трагическая история о невкусном супе и каком-то не таком втором. Но на фоне разочарования в обеде было и светлое пятно — сосиска в тесте на полдник. Я промолчала и решила подождать. На другой день еда снова описывалась в мрачных красках, но и здесь нашёлся проблеск — колбаса на завтрак. Так я поняла, что ничего не скажу. Дома и в кафе свинины по-прежнему не будет, но в школьном питании у человека должна быть радость. В конце концов, вырастет — и сама разберётся со своими религиозными убеждениями. 

Важное решение

И немного хорошего. В нашей школе детям предлагается целая куча кружков. Я огласила весь список, и дочка выбрала среди спортивных студий мини-футбол. Мы бы предпочли танцы или балет. Но раз уж не нам заниматься, то и выбирать не нам. После одного занятия Лия сказала, что ходить больше не будет, и попросила-таки записать ее на танцы. Ребёнок смог трезво оценить свои силы, а для меня это +100 к родительскому дзену. Лия заметила, что сердце в течение тренировки бьется слишком сильно, и решила на всякий случай поберечься. Сознательное отношение к здоровью и диагнозу, способность приглядеться к своему состоянию и не терпеть меня очень порадовали.

На этой радостной ноте можно смело вступать в следующую учебно-рабочую неделю. Она начнётся сразу эффектно — с родительского собрания.

Подержите за меня кулачки, чтобы мы все пришли в себя и поскорее привыкли к новому ритму. Буду рада разумным (исключительно гуманным) советам по адаптации первоклассника к школе.