Найти тему
Сретенский монастырь

ГРАНЬ МЕЖДУ ЛЮБОВЬЮ К БЛИЖНЕМУ И ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕМ

Проповедь в день Усекновения главы Иоанна Крестителя

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Апостол Павел в одном из своих посланий раскрывает нам, христианам, очень важную истину духовной жизни. Он говорит такие слова: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1: 10), – и этими словами он напоминает, что человекоугодие несовместимо со служением Богу. Когда мы начинаем угождать людям, думать, что они о нас подумают, и делать что-то, чтобы приобрести хорошее мнение о себе у окружающих, – это всегда заканчивается потерей всякой духовной жизни.

Почему это важно вспомнить сегодня? Усекновение главы Иоанна Предтечи, которое мы сегодня снова переживаем вместе с Церковью, по сути, совершилось тоже по человекоугодию. В этот день нередко делается акцент на том, какую невоздержанную жизнь вел царь Ирод, поэтому в противовес ему сегодня мы соблюдаем строгий пост. Но при этом важно обратить внимание, насколько для царя Ирода было важно мнение окружающих. Он с уважением относился к Иоанну Предтече. Как сообщает нам Евангелие, даже в чем-то слушался его, но когда на этом пиру он дал неразумную клятву и эта клятва вынудила его свершить казнь Иоанна Предтечи, то Евангелие прямо говорит, что царь Ирод опечалился, но из-за клятвы и из-за тех, кто был вместе с ним, не захотел отказаться и убил Иоанна Предтечу.

Видимо, царь Ирод тоже прекрасно понимал, как это говорится и в богослужебных текстах, что в этом случае правильно было бы нарушить свою клятву, но не совершить такой страшный грех. Но он испугался, что о нем подумают, станут говорить, что царь не держит свое слово, что царь такой непостоянный и так далее. Это человекоугодие и привело царя Ирода к тому страшному злодеянию, которое мы сегодня снова сопереживаем с Церковью.

Мы имеем заповедь Божию о любви к ближнему, но при этом, как и святые отцы нам говорят, мы сами можем на опыте убедиться, что любовь к ближнему не имеет ничего общего с человекоугодием. Когда мы любим ближнего, мы исполняем в отношении него евангельские заповеди. Мы стараемся помогать, быть милосердными, не осуждать, стараемся приносить пользу ближнему своим поведением, и это, порой, тоже может быть даже не всегда ближнему понятно. Когда родители наказывают своих детей, они делают это из любви, но при этом дети не всегда эту любовь понимают. Человекоугодие же, наоборот, старается делать только то, что было бы ближнему приятно, независимо от того, соответствует это заповедям Божиим или не соответствует.

Порой может показаться, что эта вещь не очень существенная, и в нашей художественной литературе над человекоугодниками скорее немножко по-доброму смеются. Но при этом важно помнить, какие страшные вещи совершались именно по человекоугодию. Не только убийство Иоанна Предтечи, но, по сути, и распятие Христа тоже было совершено из желания угодить толпе. В Евангелии так и сказано: «Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие» (Мк. 15: 15). Так и получается, что человек, начиная угождать людям, в итоге может совершать самые разные грехи, порой уже совсем не замечая, как он себя ведет.

-2

И это при том, что погоня за человеческой славой, погоня за любовью людей абсолютна суетная, потому что в итоге все равно все тебя любить не будут. Схиигумен Иоанн (Алексеев), подвизавшийся на Новом Валааме, говорил: «Люди такие: сегодня хвалят, а завтра свалят». И мы сами все в жизни видим, как часто это бывает. А когда человек перед своими глазами имеет волю Божию и старается жить по воле Божией, любить ближнего по-христиански, а не так, чтобы человеку или окружающим его людям было приятно во всех отношениях, то в какой-то момент его могут и не понимать, и не любить, и косо смотреть, и осуждать, но в итоге он будет в выигрыше. Мы с вами знаем имена сотни новомучеников Церкви Русской, но было же, наверное, и не меньше священнослужителей, которые шли на какие-то компромиссы, делали что-то, чтобы их не трогали, как-то уходили на дно, старались, чтобы власти к ним не придирались. Мы их не помним, про них забыли все в том же поколении, а имена новомучеников будут светить до самого конца существования этого мира, да и в вечности будут сиять вместе с Господом.

Будем об этом помнить и, взирая на тот страшный пример злодеяний царя Ирода, который перед нашими глазами сегодня, будем помнить, как опасно человекоугодие. Будем любить наших ближних по-христиански и всегда думать только о том, что о нас подумает Господь, только о том, что нам поможет встретиться с Господом в Царствии Небесном. Аминь.

Иеромонах Афанасий (Дерюгин)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм