“Утро было тихое, город, окутанный тьмой, мирно нежился в постели. Пришло лето, и ветер был летний – теплое дыхание мира, неспешное и ленивое. Стоит лишь встать, высунуться в окошко, и тотчас поймешь: вот она начинается, настоящая свобода и жизнь, вот оно, первое утро лета.”
Так начинается одна из самых замечательных, необыкновенных книг – “Вино из одуванчиков” Рэя Бредбери. Какое лето без одуванчиков, волшебства, ожиданий чуда и конечно без этой книги?! И, что удивительно, что каждый раз читая ее, мы видим много по-разному. Сначала это про детство, про взросление, потом это уже магия, смешанная с реальностью, затем это боль утраты, это про жизнь и смерть, и недавно я поняла, что это произведение-предупреждение.
Итак, друзья, мне бы хотелось с вами в этом разобраться.
Мир, глазами ребенка.
Главный герой Дуглас(12 лет) еще совсем ребенок, и его внутренний мир хрупок и уязвим, но в это лето ему придется не легко, мир вокруг него окутан тайнами и загадками, все вокруг бежит и меняется. Дуглас вместе с младшим братом осознают, что такое жизнь и смерть, они постигнут, что такое детство и старость, и наконец, что такое добро и зло.
Одно из самых ярких открытий Дугласа, что он живой. Разве это не чудо, прожить утро с предчувствием, что грядет, что-то великое и вот вдруг осознать, что ты живой!!! Для того, что бы это понять необходимо навострить уши, вдыхать полной грудью…
"Под ним шепталась трава. Он опустил руку, чувствуя, как ее обволакивает онемелость. А далеко внизу поскрипывали в туфлях пальцы ног. В раковинах ушей вздыхал ветер. Перед его стеклянистыми глазными яблоками промелькнула, сверкая картинками, как в искристом хрустальном шаре, вся Вселенная. Рассеянные по лесу цветы заменяли солнце и огненные точки на небе. Птицы промелькнули камнями, запущенными в необъятный свод небес, как в перевернутый вверх дном пруд. Он цедил сквозь зубы воздух, вдыхая лед и выдыхая пламя. Насекомые рассекали воздух с электрической резкостью. Десятки тысяч волосков на его голове отросли на одну миллионную долю дюйма. Он слышал, как два сердца бьются в его ушах, а третье – в горле. Два сердца пульсируют в запястьях, а настоящее стучит в груди. В его теле раскрывались мириады пор.
– Я на самом деле живу. Я никогда раньше этого не осознавал, а если осознавал, то не запомнил!
Он закричал что есть мочи, но про себя, раз десять! Подумать только, подумать только! Двенадцать лет прожить – и вот только сейчас обнаружить редкий хронометр, золотые часы, с гарантией на семьдесят лет, забытые под деревом и найденные во время потасовки."
Важным в книге является ,то, что Дуглас потерял друга, Джон Хав уезжает, и в это мгновение происходит толчок к взрослению, а Дуглас теряет половину своей детской жизни вместе с другом. Как только главный герой обретает себя, он теряет лучшего друга.
"Спорный вопрос о счастье.
Рэй Бредбери был очень ранимым, восприимчивым человеком, возможно разбирая старые записи, фотографии он и решил написать о “Машине счастья”.
Но все-таки теперь, живя здесь и сейчас , приходит осознание, о чем могла идти речь. Компьютеры, планшеты, телефоны, виртуальное увледотворение практически всех потребностей человека. На любой запрос мы можем получить почти все. Но счастливы мы от этого?! Кажется, мы теряем себя.
«Внезапно у Саула в окне колыхнулось что-то белое. Сердце Лео бешено заколотилось. Но он сейчас же понял – это всего лишь ветром подхватило белую занавеску. А ему показалось – что-то нежное, трепетное выпорхнуло в ночь, словно сама душа мальчика вылетел из окна. И Лео Ауфман невольно вскинул руки, словно хотел поймать её и втолкнуть обратно в спящий дом.»
Семья за одним столом, традиции, живой разговор, игры во дворе- все уходит на дальний план, теперь это редкость. Стоит все-таки оторвать взгляд, от приковывающих гаджетов и встретиться глазами друг с другом, и понять, что есть счастье, как и сделал один из героев книги.
Ауфман понял, что счастье – это просто жить в доме с семьёй, пить чай на веранде, выбивать ковры, бегать в овраге.
Человеку не всегда нужна система.
Магия момента.
Вся книга пронизана магией, магией детства, лета, старости…
Это и волшебные теннисные туфли, без которых мальчишки очень страдают, и они на все готовы, лишь бы их достать.
“Люди, которые мастерили теннисные туфли, откуда-то знают, чего хотят мальчишки и что им нужно. Они кладут в подметки чудо-траву, что делает дыханье легким, а под пятку — тугие пружины, а верх ткут из трав, отбеленных и обожженных солнцем в просторах степей. А где-то глубоко в мягком чреве туфель запрятаны тонкие, твердые мышцы оленя. Люди, которые мастерят эти туфли, верно, видели множество ветров, проносящихся в листве деревьев, и сотни рек, что устремляются в озера. И все это было в туфлях, и все это было — лето”
Это и история полковника Фрилея, человека с бесконечными историями, воспоминаниями. Дуглас считал, что он и есть “машина времени”.
Но полковнику Фрилею становилось все труднее и труднее вспоминать прошлое, к нему перестали пускать мальчишек, которые с удовольствием слушали про ковбоев и индейцев.. Строгая седелка, которую к нему приставили, и не собиралась слушать старика. Полковник стал звонить каждый день своему другу, и тот, находясь в Мехико, давал старику послушать звуки далекого города.
"Полковник спустил с кровати хрупкие, желтые, как слоновая кость, ноги и изумился — они совсем тонкие! Казалось, эти сухие палки прикрепили к его телу однажды ночью, пока он спал, а другие ноги, помоложе, сняли и сожгли в печи. За долгие годы все его тело разрушили, отняли руки и ноги и оставили взамен нечто жалкое и беспомощное, как шахматные фигурки. А теперь хотят добраться до самого неуловимого — до его памяти: пытаются обрезать провода, которые ведут назад, в прошлое."
Но этого было мало. И полковник Фрилей умер, а в руке у него была прижатая к уху телефонная трубка. Этот момент считается одним из самых сильных в литературе. А для мальчишек это был удар, шок, ушла целая эпоха.
А вы, пробовали вино из одуванчиков?
Что такое воспоминания? Это часть нас.
Как же это здорово сохранить в бутылках воспоминания о лете, веселых и важных днях, о долгожданных встречах.
“Вино из одуванчиков - это уловленное и закупоренное в бутылки лето.”
“каждый особенный день жизни необходимо запечатать, чтобы откупорить его в январский день, когда валит снег, а солнце неделями, месяцами напролет не выходит, и, может быть, какое-нибудь чудо, уже забытое, просится, чтобы его освежили в памяти”