На прошедшей неделе состоялось турне президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на Балканский полуостров, которое турецкие СМИ назвали «историческим», лишний раз подчеркивая важность для своей страны балканского направления внешней политики.
Действительно, в отношении Западных Балкан у Анкары очень далеко идущие планы: от увеличения товарооборота и упрощения процедуры поступления инвестиций до безвизового режима для граждан Сербии, Боснии и Герцеговины и Хорватии, которые будут въезжать на территорию Турции.
Несмотря на то, что главный акцент турне, казалось бы, был сосредоточен на экономических вопросах и проблемах двухсторонних отношений, уже в первый день, во время визита в Сербию, президент Турции сделал ряд важных заявлений, адресованных не столько властям страны пребывания, сколько Греции, которая, по мнению турецкой стороны в последние месяцы организовывает провокации в Эгейском море и в воздушном пространстве над спорными островами.
Международные отношения в целом и роль в них Турции стали параллельной темой всего западнобалканского турне. Находясь в первый день своей поездки в Сербии и в последний в Хорватии, турецкий лидер еще раз повторил свои соображения относительно российско-украинских отношений, особо обратив внимание на постулат турецкой дипломатии, гласящий, что антироссийские санкции не имеют эффекта, а только создают проблемы присоединившимся к ним государствам. Поэтому, избегая таких последствий, официальная Анкара не присоединилась к санкциям.
К тому же, турецкие власти желают оставаться посредниками между сторонами конфликта, а присоединение к одной из сторон ставит под сомнение реализацию этого намерения. Нельзя исключать и того обстоятельства, что власти Турции одинаково заинтересованы в сохранении добрососедских отношений как с Россией, так и с Украиной. К миру можно прийти, как заявил Эрдоган, не путем пустого размахивания санкционной дубиной, а только налаживанием диалога, организовать который на протяжении нескольких месяцев пытается Анкара.
Турция проводит миротворческую политику, отличную от Европейского Союза и НАТО, также по причине недовольства отношением этих структур к ней самой (достаточно вспомнить длящийся десятилетиями процесс вступления в ЕС, а также до сих пор не увенчавшиеся успехом попытки создания единой системы ПВО с партнерами по НАТО в Европе, список можно продолжать, он будет длинный).
Предупреждая возможные упреки в адрес своей страны, Эрдоган подчеркивает, что он принимает сторону не России или Украины, а руководствуется в своей текущей политике интересами Турции.
Находясь в Сараево, столице Боснии и Герцеговины, по отношению к Президиуму которой турецкий лидер уже много лет ведет собственную линию персональной дипломатии, что без всякого преувеличения является гарантией безопасности этого государства. Это отметил после встречи с Эрдоганом лидер сербов в Боснии и Герцеговине Милорад Додик, сказав, что Турция содействует миру и стабильности в Федерации, не выдвигая при этом никаких условий для своего посредничества.
Являясь значимым региональным игроком, одновременно входящим в НАТО и в Шанхайскую организацию сотрудничества, Турция хотела бы «привязать» западнобалканский регион к себе, потеснив позиции государств Европейского Союза, прежде всего Германии, имеющей статус крупнейшего экономического партнера в этом регионе. При этом затрагиваются и интересы России на Балканах, но в ближайшее время перераспределение сфер влияния на полуострове в пользу Турции вряд ли возможно по причине давления на регион со стороны Евросоюза, которое будет нарастать по мере того, как ситуация с российскими энергоносителями будет ухудшаться. Ни Россия, ни Турция в этот момент не смогут гарантировать энергетическую безопасность региона, несмотря на свое значительное на данный момент политическое влияние.
Турне на Западные Балканы предваряет встречу Эрдогана с Путиным в Самарканде, на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества, а также предстоящий визит в США, в ходе которых речь может идти не только о проблеме транспортировки украинского зерна декларированным конечным потребителям, но и вопросам мирного урегулирования имеющего место конфликта. Турецкий лидер вполне сможет довести до правящих кругов США позицию России по любым вопросам, а также прозондировать позицию администрации Байдена по отношению к Турции, у которой накопилось достаточно вопросов к американцам. Этот широкий спектр вопросов связан с борьбой с терроризмом в Сирии, продажей американских самолетов F-16 Турции и модернизацией уже имеющегося на вооружении американского оружия.
Впереди у Турции реализация миссии посредника-миротворца, которую она на себя приняла. Амбициозный президент Турции всеми силами способствует ее продвижению, не забывая при этом о жизненно важных интересах своей страны.