Найти тему
Без музыки совсем не то

Nazareth «Surviving The Law», 2022 г. ~ резкий разворот группы в сторону хэви-металла. По сути, это уже совсем новая группа

В 2022-м году британская рок-группа Nazareth выпустила 25-й по счету студийный альбом «Surviving The Law», который показал, что новые музыканты решили не продолжать старых блюзовых, балладных и рок-н-ролльных музыкальных идей своих предшественников, а полностью окунуться в тяжелый металл.

Nazareth «Surviving The Law», 2022 г. Виниловый выпуск, официально отпечатанный тиражом всего 800 экземпляров, а на самом деле кто там знает?
Nazareth «Surviving The Law», 2022 г. Виниловый выпуск, официально отпечатанный тиражом всего 800 экземпляров, а на самом деле кто там знает?

Не будет лишним хотя бы изредка повторять, для тех, кто не знает, что британская рок-группа Nazareth не просто знаковая, а самый настоящий символ рок-музыки. Правда, все свои достижения музыканты сделали исключительно в 70-х годах, а впоследствии только эксплуатировали свое былое величие, тем не менее, Nazareth – это Nazareth, и огромное количество их старых песен остаются хитами и по сей день.

Но как бы там ни было, а музыка группы все время ассоциировалась с мгновенно узнаваемым вокалом Дэна Маккаферти, и какого бы качества «Назареты» не выпустили альбом – это был все же Nazareth, единственный и неповторимый. С вокалом Маккаферти нормально слушался любой альбом группы – даже самый что ни на есть попсовый или андерграундный.

Но в 2014 году случились в группе кардинальные перемены – Маккаферти ее покинул, впрочем, не из-за каких-то там разногласий, просто он устал, прикрывшись какой-то боллезнью. В следующем году вокалистом Nazareth стал некий Линтон Осборн, но быстро выяснилось, что его вокал – плохая замена Маккаферти, и тогда было решено задействовать уже известного ветерана хард-рок-сцены – англичанина Карла Сентанса (Carl Sentance).

CD-выпуск альбома Nazareth «Surviving The Law», 2022 г. Снизу справа - фрагмент внутреннего оформления альбома
CD-выпуск альбома Nazareth «Surviving The Law», 2022 г. Снизу справа - фрагмент внутреннего оформления альбома

Карл Сентанс известен даже не тем, что выступал во многих английских и американских рок-группах, некоторые из которых он формировал сам, но они не добились значительного успеха. Однако в 1986 году он стал вокалистом группы Geezer Butler Band, в которой пропел какое-то время, а потом снова занялся сольной деятельностью, пока в 1999-м его не пригласили в швейцарскую группу Krokus на замену так некстати покинувшего ее Марка Сторейджа. С «Крокусами» Сентанс записал очень хороший альбом «Round 13», и оставался фронтменом группы до 2002 года, когда Сторейдж снова вернулся в Krokus.

После этого Сентанс снова обратился к сольным и совместным проектам, в частности, выступал на концертах с бывшим вокалистом Black Sabbath Тони Мартином. В 2006 году вместе с известными музыкантами Винни Эппайсом и Джеффом Пилсоном в составе проекта Power Project записался на альбоме «Dinosaurs».

Конверт винилового выпуска альбома Nazareth «Surviving The Law», 2022 г.
Конверт винилового выпуска альбома Nazareth «Surviving The Law», 2022 г.

В 2008 году Сентанс записался на альбоме Дона Эйри (Deep Purple) «A Light in the Sky», в том же году выпустил и свой сольник, на котором в свою очередь записался и Дон Эйри.

И вот фронтмена с таким послужным списком и выбрали «Назареты» для замены легендарного Дэна Маккаферти. Не скажу, конечно, что это был на 100% удачный выбор, потому что Маккаферти, как я написал выше - единственный и неподражаемый. Однако мы знаем очень много смен вокалистов у легендарных рок-групп, при которых новый вокалист совершенно не соответствовал старому. Из таких наиболее показательны Deep Purple, Uriah Heep, Black Sabbath, AC/DC, Accept, Genesis, Iron Maiden, Helloween, Van Halen и многие другие, в которых смена фронтменов не привела к ухудшению музыки группы.

Пластинка и лейбл винилового выпуска 2022 года
Пластинка и лейбл винилового выпуска 2022 года

Вот так же, в принципе, случилось и с «Назаретами». С приходом Сэнтанса группа получила новый импульс, особенно учитывая, что из «старичков» остался только бас-гитарист Пит Эгнью, который композитором был не особо способным, хотя музыкант он великолепный. Как только в группу пришел Сентанс, то сочинение репертуара для нового альбома он взял в свои руки, но очень сильно перестарался. Он хотел продолжить фирменную линию «Назаретов», и первый альбом обновленной группы «Tattooed on My Brain», вышедший в 2018 году, получился очень тяжелым, но не совсем внятным. Попытки подражания старому саунду привели к не очень хорошему результату, хотя лично я назвать этот альбом провальным не могу.

Внутренний конверт для виниловой пластинки с двух сторон
Внутренний конверт для виниловой пластинки с двух сторон

Однако музыканты группы поработали над ошибками и поняли, что дальше соответствовать высокому имени Nazareth они не в состоянии, тем более что и старые хиты в исполнении Сентанса звучали совсем не так, как хотелось бы оставшимся фанатам группы. Да и участие в группе почти что 80-летнего Пита Эгню было под вопросом, тогда как основной энергетический потенциал двигали исключительно «молодые» участники – 50-60-летние «новички» Ли Эгнью, Джимми Муррисон и тот же Карл Сентанс – все 1961-1971 годов рождения. Именно поэтому следовало не тянуть «Назаретов» до полного увядания этого чисто хард-рокового бренда, а пользуясь им, создавать под его сенью новую группу, с новыми идеями, новой музыкой и на новых, то есть популярных стилях.

Так и случилось, и трое «новичков» усердно принялись за работу. К началу 2022 года эта троица написала 13 совершенно прекрасных песен, которые к бывшему творчеству «Назаретов» имели так мало отношения, словно и вообще не имели совсем никакого.

Новый альбом «Surviving The Law», вышедший 15 апреля 2022 года, представил совершенно иную музыку, очень живую и совершенно не заштампованную. По сути, это была уже совсем другая группа, с относительно молодыми музыкантами, в среду которых каким-то чудом затесался «старичок» Пит Эгнью, который, впрочем, среди всего этого «молодняка» расцвел совершенно новыми цветами и проявил себя на альбоме как заядлый металлист.

При первом же прослушивании нового альбома можно понять, как сильно ушла группа от проторенного за предыдущие десятилетия направления. И если первый альбом «Назаретов» с Сентансом я слушал в безуспешных попытках понять, почему музыка группы совершенно не соответствует новому вокалу, то на втором альбоме все пришло в порядок.

То есть я не услышал тут никаких «Назаретов», зато я услышал совершенно новую группу под этим названием, и группа эта оказалась если не шикарной, то очень убедительной, особенно в наши времена, когда, казалось бы, всякие новые идеи даже грандам тяжелого рока стало генерировать очень трудно. Обновленные «Назареты» никаких новых идей генерировать не собирались, просто они пошли по пути многих хэви-металлических групп, и просто сочинили прекрасные мелодии, совершенно не думая о том, чтобы сделать прорыв в какие-то совершенно неведомые еще никому музыкальные пространства.

Я уже писал о новых релизах таких хэви-металлических групп, как Judas Priest, Accept и Alcatrazz, которые совершенно не собирались придумывать что-то новое. Они просто сочинили прекрасные песни и реализовали их в том ключе, в котором чувствовали себя наиболее уверенно. Точно такой же альбом получился и у «Назаретов», только они полностью отказались от всех своих устаревших саундов, а оседлали самое тяжелое музыкальное направление, в наши дни являющееся беспроигрышным, причем уже довольно долго – хэви-метал.

Все песни для альбома написали все участники группы, но не совместно, а раздельно. Пит Эгнью написал только одну песню (№ 14), самую нетипичную для этого альбома, он же ее и спел. Его сын – барабанщик Ли Эгнью написал песни №№ 1, 5, 9, 10 и 13. Гитарист Джимми Муррисон написал песни №№ 2, 4, 6, 8 и 11. А Карлу Сентансу на этом альбоме досталось чуть больше Пита Эгнью – всего три песни, №№ 3, 7 и 12.

Трек-лист:

1). Strange Days (3:23) «Странные дни». Стандартная «открывашка» для многих хэви-металлических групп, только у одних они получаются шедевральными, а у других – не очень. Ко второй категории относится и эта песня – кроме давящего гитарного саунда она ничего особого не представляет, особенно учитывая практическое отсутствие соляков. Я уже было закручинился, полагая, что и этот альбом постигнет участь предыдущего, но ошибся. Дальше пошли если не шедевры, то весьма шикарные вещи.

2). You Gotta Pass It Around (3:22) «Ты должен это раздать». Эта песня представляет какой-то гимн, мне хотелось бы думать, что это гимн возрождению «Назаретов» в новой ипостаси. Гитарист, не в пример предыдущей песне, чешет как монстр, хотя и тут соляками особенно не балует.

3). Runaway (3:36) «Беглец». Шикарный металлический рок-н-ролл от Карла Сентанса. Наконец-то появилось полноценное соло на гитаре, и хотя Джимми Муррисон каким-то узнаваемым стилем игры не блещет, тем не менее, отыграл он это соло знатно.

4). Better Leave It Out (3:34) «Лучше оставить это в стороне». И еще один прекрасный боевик, песня зачетная, под настроение может даже показаться шедевром, правда, в локальном пространстве альбома, а не в стиле в целом. Особенно понравилось хоть и короткое, но очень емкое соло на гитаре.

5). Mind Bomb (3:31) «Ментальная бомба». Прекрасный металлический хард-энд-хэви с довольно сильным музыкальным смыслом и очень мощной бас-гитарой. Сентанс горлопанит тут не так сильно, как на предыдущих песнях, но это не делает ее легче. Пожалуй, это наиболее осмысленная музыкальная тема на альбоме, и даже не понимая, о чем поется, в музыкальном плане песня полностью соответствует своему названию. Психоделическое соло на гитаре полностью соответствует настроению композиции

6). Sweet Kiss (3:38) «Сладкий поцелуй». Ну, наконец-то Джимми Муррисон разродился полноценным соляком. Песню можно было бы отнести в разряд блюзов, если бы совершенно не блюзовый не скрежет гитар и не вопли Сентанса, как в полноценном хэви-металлическом боевике.

7). Falling In Love (3:52) «Влюбиться». Эта песня сделана в балладном ключе, и одновременно напоминает сочинения и Scorpions, и Krokus одновременно – создается полное впечатление, что «Назареты» решили сделать некоторый экскурс в немецкий хэви-метал. Но мелодия, несмотря на термоядерные стенания Сентанса, весьма душещипательная.

8). Waiting For The World To End (2:50) «В ожидании конца света». Очередной боевик, и снова в стиле «Крокусов», и что-то местами есть от AC/DC, наверное, в разделе ритм-секции. Хотя припев все же конкретно от «Крокусов». И хотя мелодия стандартная, тем не менее, исполнение просто шикарное.

9). Let The Whisky Flow (3:52) «Пусть виски течет». И опять баллада, переложенная на хэви-металлический саунд. Видать, Сентанс просто не умеет петь такие нежные баллады, какие пел некогда Маккаферти. Тем не менее, песня все равно зачетная.

10). Sinner (2:03) «Грешник». Очередной боевик, и сочинен прекрасно, и сделан добротно. Правда, опять без соло-гитары.

11). Ciggies & Booze (3:31) «Сигареты и выпивка». Эта песня тоже какая-то гимновая, ее можно было бы даже отнести к стилю госпел, если бы не совершенно не религиозное название.

12). Psycho Skies (3:32) «Психо-небеса». Ну, это стандартная хэви-металлическая песня, без которых не обходится ни один хэви-металлический альбом. Ничего особенного, если бы Карл Сентанс не придавал ей своего колорита. Кстати, тут стиль игры Муррисона на гитаре очень сильно напоминает Майкла Шенкера.

13). Love Breaks (3:16) «Любовь рушится». И еще один стандартный хэви-металлический боевик, и снова Муррисон играет как Шенкер. Комментировать нечего,

14). You Made Me (5:14) «Ты сделал меня». Наконец-то появился на альбоме настоящий медляк. Этот блюз написал Пит Эгнью, он же его и спел. На органе играет Ронни Лихи, который был концертным клавишником Nazareth в начале 2000-х, но до этого записал с группой студийник «Boogaloo» 1998 года, и даже был соавтором всех песен на этом альбоме. Кстати, начинал этот музыкант свою карьеру записью на сольных альбомах Джона Андерсона из Yes в 1979 и 1980 годах, а также на альбоме Стива Хоу того же года.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ NAZARETH НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Nazareth 1975 «Hair of the Dog» – эталон для мирового хард-рока, вступившего в борьбу с панком и диско

Nazareth «2XS» 1982 г. Полностью убойный и «назаретовский». Но это был прощальный привет. То есть финиш

80-е годы были для Nazareth самыми провальными – сплошные фиаско и не попадания в чарты

Nazareth «No Jive» 1991 г. ~ первый чисто хард-роковый альбом за предыдущие 12 лет

Альбом «Big Dogz», 2011 г. «Назареты» решили освоить грандж в самом его мрачном варианте