Найти в Дзене

БАНКИРША (часть 26)

...Штульман придвинул к себе папку, погладил ее, помолчал.

- …Я, знаете ли, если честно, не понял ее тогда. Деловые люди задачи формулируют конкретные. А здесь... Шкуро интересовало всё. Всё, понимаете? Где родился, крестился, как прошло детство, в какие игры играл, с кем играл... То есть вся подноготная человека. И это ни в каком-то фигуральном, а в самом прямом и буквальном смысле. Предстояло копаться даже в грязном белье.

- Копались?

- А то... Мы ведь тоже ни без понятия: если человек платит такие деньги, значит, это ему действительно нужно. И мы сделали для нее эту работу.

Борис Аронович покраснел. Было заметно, что он как профессионал испытывает особое удовольствие от того, что сделанное им дело даже при очень большом старании сделать лучше было невозможно. Он поерзал на стуле, уселся удобнее.

- Ну что, начнем?

- Начнем. - Панафидин устроился в кресле напротив, расслабился, приготовился слушать.

- Для начала коротенькая справка: Пентюх Роман Александрович, года рождения 19...

- Кто?! - Панафидин не сумел сдержать удивления, качнулся вперед.

Штульман уставился на него поверх очков.

- Пентюх, Роман Александрович... Вы были знакомы?

- В известном смысле... Извините, продолжайте, пожалуйста.

- Предприниматель. Местный. Был...

- Можно вопрос?

Борис Аронович немедленно замолчал.

- Вот вы говорили, что у Шкуро была собственная контрразведка. Почему же она в таком случае обратилась именно к вам, а не дала поручение своим людям?

- А я и не утверждаю, что работал по Пентюху один. Возможно, она хотела иметь два источника, чтобы потом сравнить и дополнить собранную информацию.

- Логично.

- В общем, что касается детства Ромы, здесь мы управились быстро. А дальше... В каком направлении работать? Следовало угадать, в чем именно заключался главный интерес к этой персоне. Учитывая, что и сам заказчик, и «объект» - люди бизнеса, то было уместно предположить, что это обстоятельство при любом раскладе будет в нашей версии не лишним. И начали мы с того, что попытались установить: откуда этот, без роду и племени, то есть без связей, «крыши» и стартового капитала человек мог взять деньги, чтобы начать восхождение на деловой Олимп. И то, что мы обнаружили... Впрочем, все по порядку... …После школы Пентюх уехал в Питер учиться. Он поступил на машиностроительный факультет политеха, но, как выяснилось, вовсе не затем, чтобы грызть гранит науки. Буквально через полгода его отчислили за неуспеваемость и прогулы. Рому это мало взволновало - к тому времени он был уже достаточно обеспечен: старый, как мир, способ хорошо устроиться в жизни был им блестяще использован. Рома женился. Однако семейная идиллия нашего героя продолжалась недолго и, схоронив через год и молодую жену, и всю ее небедную родню, он стал единственным владельцем их довольно нехилой недвижимости. Несколько квартир в центре Питера, дачи под Гатчиной давали молодому человеку возможность устроиться в жизни, если и не основательно, то хотя бы с комфортом. Не буду утомлять вас, майор, подробностями - это все отражено в материалах этой папки, - скажу лишь, что браки по расчету сделались одно время у Пентюха профессией. Конечно, кто не без греха?.. Каждый зарабатывает свой хлеб, как может и чем может: кто-то головой, кто-то руками, кто-то и тем, и другим, а кто-то, как наш Роман Александрович, - «тем самым местом»... Презирать и осуждать людей ничтожных и слабых - занятие не продуктивное. Всякого рода мошенники, альфонсы и приживалы были, есть и будут неотъемлемой частью нашего бытия. Без них было бы, наверное, даже скучно: комедии киношные и жизненные дают, таки, пищу для размышления и чувств. И я не стал бы останавливаться, Игорь Александрович, на этой части биографии нашего «объекта», если бы не особые, я бы даже сказал, страшные обстоятельства. За очень небольшой, - всего лишь в шесть с половиной лет, - период своей «супружеской деятельности» наш Рома умудрился девять раз жениться и столько же раз… схоронить своих жен.

Панафидин напрягся.

- Да-да, Игорь Александрович, вы не ослышались: Пентюх поставил на поток убийства женщин, которые имели несчастье связать с ним свою судьбу. Надо ли говорить, что среди его жертв не было малообеспеченных. Очень часто это были уже немолодые, но очень состоятельные дамы. Этот подонок был отчего-то настолько уверен в своей фортуне, что несколько раз женился, будучи уже... женатым. Все просто: он никогда не регистрировал свои отношения, - если не считать того единственного, по молодости, случая, - по-настоящему паспорту. Прикупив где-то несколько ксив, он вписывал туда очередную свою жертву, а потом, убив, перепродавал ее, то есть теперь уже свое имущество, исчезал.

- Погодите, я не совсем понял! А как же родня?! Были же у этих женщин родственники, друзья, наконец?!

- Были, и что? Кому могло прийти в голову, что обаятельный и во всех отношениях безукоризненный молодой «сотрудник спецслужб», - а это была его обычная при знакомствах легенда, - является заурядным серийщиком? Он же не расчленял свои жертвы, не пожирал их живьем. Сценарии их гибели были, - и это надо признать, - очень тщательно срежиссированы и подогнаны под несчастные случаи: одну из его первых жен нашли мертвой в гараже - она будто бы задохнулась угарным газом в машине, уснув там пьяной; другая стала жертвой ДТП; третья - утопла; четвертая умерла от неизлечимой болезни, как-то подозрительно скоро заболев сразу после замужества... И нужно ли говорить, что сцены скорби, отчаяния, которые Рома демонстрировал у гробов «любимых» женщин, были блестяще правдоподобны. О том, что сегодня он хоронит жену в Москве, а позавчера уже схоронил еще одну в Питере, а на завтра уже заказано очередное погребение в Риге, понятное дело, никто не знал. И потому статус несчастного, но отнюдь не «черного» вдовца, вовсе не портил его имиджа. Гадать же, сколько еще могла продолжаться, а, главное, чем закончилась бы эта ужасная прохиндиада, можно до бесконечности. Однако нас интересуют не предположения, а факты. А факты таковы: изменились времена, изменились и аппетиты. Теперь Рома уже не разменивался на престарелых простушек. Теперь его интересовали только бизнесменши. Облюбовав какое-нибудь дельце, он подкатывал затем к супруге его владельца и, сделав ее однажды в результате все того же «несчастного случая» вдовой, женился... В деле Пентюха два таких эпизода.

- И что же, действительно, ни одной зацепки?

Штульман вдруг улыбнулся, поднял на Панафидина теплые глаза.

- Ну, отчего же, есть...

Он помолчал.

- Знаете, Игорь Александрович, вот чем больше я думаю об этом деле, тем обиднее за нашу с вами профессию. Не сердитесь. Не мне вам рассказывать, что далеко не каждое преступление раскрывается. Особенно из тяжких. И, как я сейчас понимаю, причиной тому далеко не всегда являются объективные обстоятельства. Когда мы ведем какое-нибудь дело, мы опираемся, по сути, на уже готовые и известные факты. Ну, может быть, и порыв еще где-нибудь рядом, потому что не трудно... А вот копнуть чуть глубже, заглянуть чуть дальше, чем того требует сиюминутная необходимость, это уже не то, чтобы утомительно, а и вовсе в облом. О чем это я? Да о том, что не настаивай тогда Шкуро выяснять о «клиенте» всё, возможно, и не было бы результата. И эта папка так и осталась бы простой грудой макулатуры. Вот, взгляните, это фотографии из «дела» об убийстве семьи Коломойцевых. Не удивляйтесь, «дело» действительно из Владивостокского архива. География «подвигов» нашего героя обширна. В поисках «невест» он объездил всё постсоветское пространство вдоль и поперек: жил в Мурманске и Казахстане, Находке и Абхазии. …Тогда от рук этого бандита погибло семь человек: глава семейства и вся его ближайшая родня — мать, супруга, дети. Мне кажется, это был единственный случай, когда Пентюх, наметив жертву, остался ни с чем. Уж чем он там не понравился папаше невесты, не знаю, а только, как мне представляется, даже не проверяя его биографии, Коломойцев отказал Роме в родстве. Это подтверждают и свидетели. Они опознали Пентюха по фотографии, как отвергнутого жениха дочери местного предпринимателя. Отомстил Рома им жестоко, что и говорить... Опера потом рассказывали, что им приходилось работать буквально по щиколотку в крови... А теперь, майор, взгляните на эту фотографию.

- Что это?

- Автограф. Изрубив несостоявшихся родственников в куски, преступник затем написал на стене спальни их кровью довольно забавный детский стишок и подписался: «Птичка Тари». А вот изображение и самой птицы.

- Отпечатки?

- Сколько угодно. Хотя в доме их официально он не бывал. А теперь взгляните на это...

Панафидин принял портрет мальчика.

- Это... - Он вдруг осекся.

- Да-да, Игорь Александрович, не удивляйтесь, это наш Рома в детстве. Здесь ему одиннадцать. А на обратной стороне, читайте-ка...

Панафидин молча прочел короткие строчки, отложил фотографию, взял протянутую Штульманом тетрадь.

- Это детский альбом с «адресами». У вас в детстве был такой? Нет?! А у меня был. Это мы с ребятами друг другу всякие комиксы рисовали. Ну что вы! Друг перед дружкой хвалились, чей лучше... Такой альбом - гордость хозяина, его визитка. Вот здесь, ближе к началу, листайте, листайте, смотрите: это Рома своей подружке поздравление написал. А подписался как?.. У Пентюха в школе прозвище, оказывается, такое было: «Птичка Тари». Любимое, наверное. Потому что убивая впоследствии своих конкурентов и друзей, он неизменно подписывался именно так. А еще рисовал вот эту - Штульман обвел карандашом картинку - милую пичугу. Образован он был не очень и кроме тех стихов, которые еще в детстве выучил, ничего не знал. Как следствие, все его кровавые изыски на стенах спален жертв вот из этого самого альбома четверостишиями и ограничивались. Дальше Роман Александрович вернулся в родные края, занялся бизнесом. Об этом периоде его жизни в «деле» есть целые главы. Ну что говорить, многим он тогда жизни укоротил... Громкие были дела. Да только под суд или под разборку Пентюх не попал ни разу - хитрая, осторожная была бестия...

Он закрыл папку, подвинул её к Панафидину.

- Можете забрать.

- А разве...

- У нее оригинал.

- Понятно. И все-таки, как она распорядилась тогда этим «добром»?

Штульман вскинул на собеседника удивленные глаза.

- Вы разве газет не читаете?..

Панафидин смутился, потер подбородок.

- Нужную, наверное, пропустил...

Штульман порылся в сейфе, достал еще одну папку.

- Это газеты. Центральные. Можете прочесть. Очень интересно. Вот в этой рассказывается об одном солидном предпринимателе, который - и бывают же в жизни такие совпадения! - свой стартовый капитал зарабатывал таким же, как Рома Пентюх способом. Невероятно, но даже имена и отчества газетного и нашего героя совпадают. Да что имя!.. Смотрите на фамилию: разница в одной букве. Наш - Роман Александрович Пентюх, а там - Роман Александрович Пелтюх! А дальше и вовсе скандал: оба оказались земляками, депутатами и даже жили в одном городе, вели один бизнес. Пентюх бросился было в газету, а там - в недоумении: чего, дескать, народному избраннику волноваться, о какой «чести и достоинстве» беспокоиться, а, главное, о каком иске к газете и опровержении может идти речь, когда в статье ясно написано, что не Пентюх, а Пелтюх убивал и грабил своих жен. Дескать, любой, даже самый малограмотный юрист подтвердит, что законных оснований для каких-либо предъяв нет и быть не может. Другое дело, если народный избранник себя узнал... Пентюх на попятную. И не успел наш Роман Александрович эту ситуацию обмозговать и нужных людей поднапрячь, как появились сразу две - вот эта и эта - на все газетные полосы статейки о «птичке Тари» и ее похождениях: с детскими альбомчиками, фотографиями и кровавыми на стенах автографами... Ну что сказать?.. Конечно, такие дела срока давности не имеют, и Генпрокуратура, по идее, и так, и так должна была отреагировать. Вот только оперативность, с какой она взяла под свой контроль проверку и расследование этих «совпадений», наводит, таки, на определенные размышления... Ну а дальше вы знаете: Рому не просто раздавили, его в буквальном смысле размазали...

- Чем же это он ее так достал?..

- Без комментариев...

- Неужели не интересовались?

- Интересовался.

- И?...

Штульман развел руками.

- Впрочем, одна связь все-таки прослеживается - Пентюх был школьным приятелем, а затем компаньоном того самого Сафина, которым интересовалась Шкуро...

(продолжение следует...)

Р. S. кто хочет читать все главы произведения подряд, заходите ко мне на страницу - один клик мышкой в аватарку (женщину в белом в кружке...)