«Не было бы счастья, да несчастье помогло» (Лина По).
В городе Екатеринослав (сейчас Днепр) 18 января 1899 года родилась Горенштейн Полина Михайловна. У девочки с детства были способности и желание творить искусство. Когда она немного подросла, то стала обучаться хореографии, а вместе с этим появилось увлечение ваянием. Её учителя отмечали, что Полина очень талантлива и трудолюбива: она сама носила глину с берега Днепра, хорошо танцевала, увлекалась музыкой, рисовала. Все эти интересы требовали много времени. Полине нужно было выбрать что-то одно, чтобы серьёзно заняться этим и построить карьеру. Любовь к танцам победила, и девочка пошла в хореографическое училище Воронкова.
В 1919 году Полина получила диплом и стала профессиональной балериной. Артистка выступала на сценах Мариуполя, Харькова, Киева. Для работы в театре девушка выбрала себе псевдоним Лина По.
Вскоре молодой балерине наскучило танцевать в провинциальных городках, и она поехала в Москву. Она стала заниматься на хореографических уроках при Большом театре, чтобы повысить свой профессионализм.
Проходит немного времени и у Лины опять появляется любовь к ваянию. Она даже приходила на занятия в ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). К сожалению, времени на два увлечения совсем не хватало, и девушке снова нужно было делать выбор. Опять победил балет.
К 1924 году Лина По стала дипломированным режиссером-постановщиком танцев. Следующие 10 лет её жизни прошли спокойно и счастливо. Она продолжала танцевать, а ещё проявились таланты преподавателя, балетмейстера.
Ваяние и живопись её не оставили:
«Я брала карандаш и зарисовывала особенно увлекшие меня движения балерин, позы… Я впитывала в себя скульптурную гармонию движущихся полуобнаженных тел», - рассказывала Лина.
Здесь наступает переломный момент в жизни Полины. Она заболевает гриппом и получает осложнение – энцефалит.
В 1934 году Полина Михайловна очутилась в Московском научно-исследовательском клиническом институте им. М.Ф. Владимирского.
Её болезнь быстро прогрессировала. Конечно, такая болезнь не может обойтись без потерь. Сначала она утратила музыкальный слух и память. (Вообще, в невропатологии для этой болезни есть диагноз: амузия – поражение нервов органов зрения.). Потом девушку парализовало, сильно ухудшилось зрение.
Врачи были встревожены таким быстрым развитием событий. К изучению состояния больной привлекли знаменитых специалистов: профессора Д. А. Шамбурова, академика В. П. Филатова. Им удалось устранить некоторые тяжёлые симптомы болезни. Осталась единственная проблема: девушка полностью потеряла зрение.
Полина была в отчаянии, она больше не могла танцевать, мир померк. Профессор Шамбуров знал, насколько талантлива девушка в разны сферах и искал путь для реализации её навыков и адаптации к новой жизни. Однажды Дмитрий Афанасьевич дал ей мякиш хлеба и попросил что-нибудь вылепить. Полина сделала свой автопортрет и назвала его «Вероника».
Именно Шамбуров думал над комфортом работы Лины. Он даже уговорил её использовать фанерку, а для большего удобства предложил положить её на грудь.
Вскоре Лина выписалась из больницы с надеждой на новую жизнь. Она пообещала Д.Шамбурову заниматься скульптурой, хоть небольшой паралич у нее еще был..
Через несколько месяцем она уже вовсю занималась новым увлечением. Паралич исчез. Её жизнь налаживалась.
Особенно привлекательными у Лины получались фигурки танцовщиц. Знакомая с этим делом до тонкостей, Полина воспроизводила внешний облик движений максимально точно.
Часто навещал девушку её врач Шамьуров. Он продолжал следить за стоянием девушки и вместе с ней радовался её профессиональным успехам.
Вот, не прошло и года после выписки Полины из больницы, как впервые её работы экспонировались на Всесоюзной выставке в Московском музее искусств. О скульптуре незрячей ваятельницы активно заговорила пресса: это же феномен. Работами Полины восхищали многие художники, скульпторы, а поэты даже посвящали ей стихи.
Поэт Яков Хелемский в посвященном Лине По стихотворении так и назвал ее: «Та, у которой призанять бы счастья теперь иные зрячие могли».
Со временем Полина стала создавать не только фигурки, но целые композиции, преимущественно на тему танца.
Творческая жизнь незрячего скульптора длилась с 1936 по 1948 год. Из ее рук вышло более ста скульптур.
Про личную жизнь Полины Михайловны ни чего не известно. У неё не было мужа и детей. Она ни с кем не состояла в романтических отношениях. Возможно, у неё были на это личные причины или просто не было времени.
Как бы то ни было, ушла из жизни Лина в 1948 году и была похоронена на Новодевичьем кладбище – самом почётном, там, где хоронят знаменитостей.
Ну как? Пишите в комментарии знали ли вы об этой сильной девушке и ставьте лайки если понравилось!
Конечно же не забывайте подписываться на мой канал, чтобы не пропускать много интересного!