Комментарии к статьям про мелодраму "Не могу сказать прощай" (1982) прибывают. Хоть фильм и не входит в золотую коллекцию советских киношедевров, но есть в нем что-то цепляющее, что способствует стойкому интересу к его сюжету.
В комментариях к статье про положительного милиционера Васю многие читательницы пишут, что никто ни в чем не виноват: Лида просто не любит Василия, а любит Сергея. Поэтому и уходит от своего надежного терпеливого ухажера к безнадежному инвалиду Ватагину.
Про любовь Марты к Сергею особо не говорят, ведь есть веские основания полагать, что она его не любила. Но некоторые находят оправдание и для женщины, сбежавшей от человека, которому она клялась быть вместе в горе и в радости, даже не попрощавшись: она-де его любила, но не настолько сильно, чтобы утки выносить...
Тема любви красной нитью вьется через комментарии. Любит — не любит. Так-то оно так, но вот только любовь в этом фильме почти не показали.
Марта не любит Сергея — для нее он лишь способ получше устроиться в жизни. Почитайте книгу Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва", воспоминания жен пожарных, тушивших реактор после взрыва в одних рубашках. Если осилите, конечно — там после первых абзацев может дурно стать. Как молодые девочки прорывались в реанимацию, зная, что это самоубийство. Как потом всю жизнь жили с тяжелыми диагнозами и не жалели о тех последних минутах, проведенных со своими мужьями. Марта слишком легко вычеркнула Сергея из жизни и вовсе не потому что не хотела утки выносить. Любила бы — не замечала этого, а радовалась бы, что он остался жив. Она с самого начала обманывала Сергея, и обман раскрылся в самый трагичный момент, чуть было не сломив его окончательно. Было ли Марте до этого дело — нет. Она ушла не с чувством вины, а раздражения — ведь ее планы на безбедную жизнь обломались и пришлось все начинать сначала.
Любил ли Сергей Марту? Тут уже теплее. Ватагин не безнадежен в плане семейных ценностей. Некоторые зрительницы, пытаясь оправдать Марту, пишут, что Сергей тоже бросил бы ее, но я так не думаю. Семья для него не пустое слово. Как и дружба. Вот так, огородами, с тяжеленным чемоданом, напиханным трусами да платьями, не сбежал бы. Женщину завел бы, но встречался бы с ней на ее территории.
Тут, конечно, играет роль, что жили они у него дома, в его родной деревне... Но я реально знаю семью, где муж 10 лет ухаживал за своей лежачей больной до самой ее смерти. Жили они как раз в деревне. Женились не по большой любви, а потому что надо. Другая история: близкая знакомая моей мамы год пролежала с переломом позвоночника, упав с балкона. Ее молодой человек ухаживал за ней все это время, выносил утки и делал все необходимые гигиенические процедуры. Когда она начала ходить, они поженились, родили двух дочерей.
Не бросить лежачего партнера зависит не от чувств, а от порядочности и силы характера. Вспомните, как начинается фильм: Сергей отбивает незнакомую девушку от хулигана, который мог и с ножом быть. В нем есть качества защитника, надежность, поэтому я бы не стала однозначно утверждать, что он бросил бы парализованную жену.
Тем не менее Сергея портит его отношение к женщинам. Он относится к ним, как к хобби. Коллекционировал, пока не нашел жемчужину. На ней и женился. Но привычки ходока остались. Поэтому чистыми его чувства к Марте я назвать не могу. Ватагин женщинами пользуется. Знает к ним подход. Он очень активен сексуально, недвусмысленные намеки на это есть в картине: отношения на одну ночь для него норма, это понятно из разговора с Лидой. Будучи уже парализованным, он рассчитывает на супружескую жизнь с Мартой, достаточно быстро зачинает ребенка с Лидой.
Он из тех мужчин, которым "надо" постоянно, таков его темперамент и сложившиеся привычки: статный красавец всегда мог рассчитывать на благосклонность случайно знакомой, не одной, так другой. Когда вахту у постели больного заняла Лида, фактически она переняла у Марты эстафету исполнения супружеского долга. Сергей недолго депрессовал. Хоть нам и не показали этого, но не только починенная табуретка вдохновила его на производство деревянных игрушек. Лида отлично знала о "маленькой" слабости предмета своих воздыханий.
Вполне вероятно, что по ночам, глядя на мирно посапывающую на его плече Лиду, он вспоминал Марту. Но когда его преданная подруга начинала хлопотать по дому, он отвлекался от мыслей о предательнице-жене. Конечно, как альфа-самец, он хотел выбрать сам свою вторую половину и не абы кого, а самую лучшую, для демонстрации статуса — чтобы другие смотрели и завидовали. Но быть одному, без женщины, для него было еще хуже. Поэтому он вполне удовольствовался Лидой, которая своевременно забеременела. Такой мужчина как Ватагин детей не бросит, и Лида отныне всегда будет при нем, даже если он по старой памяти пойдет налево.
Марта больше, чем Лида удовлетворяла его амбициям, но в плане выполнения основных женских функций, оказалась несостоятельной — спать отказалась, верить и вдохновлять тоже, поэтому Сергей хоть и с усилием, но вычеркнул ее из жизни. Хотя вполне может дать шанс вернуться в нее обратно: такие, как Ватагин могут всю жизнь гонять по кругу зазноб, фактически имея гарем. (Недаром Вася, поручая ему Лиду, грозил, что второй раз поломает ему хребет, если тот обидит девушку. У него, как у мужчины, нет иллюзий в отношение Сергея). Хотя мне лично, хотелось бы верить, что болезнь переродила его и он сосредоточился на семейной жизни.
Любила ли Лида Сергея? Конечно, ее решение остаться при больном мужчине, разбившем когда-то ее сердце, вызывает уважение. Но разве можно утверждать, что она сделала это из чистого альтруизма? Она приехала потому что понимала, это ее звездный час и, возможно, единственный шанс построить отношения с Сергеем. Т.е. в любом случае был определенный расчет с ее стороны. "Никуда не денешься влюбишься и женишься" — ни что иное как.
Девушка она рисковая, целеустремленная, без комплексов. В общем и целом ее линия поведения с точки зрения борьбы за сердце Сергея и совместное будущее правильная. Ватагин — мужчина, который способен оценить в своей женщине преданность. После красоты, статусности и т.п. На длинной дистанции — в перспективе семейной жизни, в горе и в радости, Лида оказалась выносливее красотки Марты. Но вот только любовь ли это?
Лида как тот грузовик, на котором разъезжает в рабочее время. Она и в отношениях трудится, работает, вывозит. Ревнивица и собственница, которая привыкла добиваться своего доказывая всему миру, на что способна. Сергей — ее трофей. Она решила, что счастлив этот человек может быть только с ней. Его женитьба на Марте, страдания после ее ухода, нежелание видеть в своем доме в такой сложный период мимолетное увлечение — ничто не воспринимается Лидой всерьез. Важно только то, что она хочет быть с Сергеем.
Подводя итоги, я хочу сказать, что три главных героя — Лида, Сергей и Марта — крайне эгоцентричные и перекошенные личности. Каждый идет по жизни, гордо неся перед собой знамя своих интересов. Могут ли такие люди любить? Могут, но это не то искреннее светлое чувство, испытать которое стремится каждый из нас. Я, лично, убеждена, что семейная жизнь у Сергея и Лиды будет сложной. Его независимый характер еще даст о себе знать, но в глазах Лиды это будет баловством, за которое она будет строго карать своего мачо. Их союз видится мне как если бы Надюха из "Любовь и голуби" сошлась бы с... дядей Митяем. Примерно.
Если уж говорить про любовь, то единственный, кто любит в этом фильме — это милиционер Вася. Как сказал когда-то покойный Петр Мамонов, "Любовь — это не чувство, это добродетель". Кто делает добро другому, тот его и любит. Еще одна важная особенность настоящей любви: она не избирательна. Действительно, это не чувство, это принцип отношения к окружающим.
И Вася его в полной мере демонстрирует: он не штрафует и не сажает на 15 суток Лиду за ее гонки на грузовике по городу, приходит проверить, не сделала ли она чего плохого с собой, поддерживает, приезжает в деревню к Сергею, переживая, не обидит ли тот Лиду... Уговаривает одуматься, потому что понимает, что Ватагин тот еще фрукт, и семейная жизнь с ним будет не сахар, а заступиться за Лиду некому. А когда понял, что она к нему не вернется, находит для Сергея инвалидное кресло. Хоть и сделал Вася это в большей степени для любимой женщины, но все равно в душе у него было полное принятие своего поступка, он не жалел, что помог своему сопернику, поэтому и расставались они не врагами, без обид.
На мой взгляд, это фильм не о любви, а о ее недостатке. Об эгоизме, короче.