На втором курсе физмата мы изучали разработку алгоритмов для решения задач на ЭВМ. Предмет назывался «Вычислительные машины». Поскольку дело было в середине 70-х годов, и вычислительная техника была достаточно примитивной, то все эти перфоленты и перфокарты, очереди на вычислительные машины, трансляции и компиляции, ошибки и снова очереди, сформировали у меня стойкое неприятие предмета, и я его забросил.
В конце курса, наш преподаватель Алексеев, объявил о проведении зачета. Каждому студенту давалась индивидуальная задача на составление программы на языке Алгол. Получив задание, я понял, что без посторонней помощи мне зачет не сдать, и поскольку, времени на подготовку было немного, сразу обратился к своему приятелю, который работал в городском вычислительном центре, с просьбой о помощи.
Через день, приятель сообщил мне, что один из программистов согласился помочь, и мы поехали в центр. К нам вышла молодая женщина, мы представились, я рассказал о проблеме и протянул ей перфокарту, на которой от руки была написана задача. Наталья, так звали женщину, стала читать и вдруг рассмеялась.
- В чем дело? - удивленно спросил я.
- Это почерк моего мужа, - ответила она и снова рассмеялась.
- Вы, Алексеева? – изумился я и протянул руку, чтобы забрать перфокарту, мысленно проклиная приятеля за такую подставу.
- Да, - ответила она, - но Вы не волнуйтесь, я помогу решить задачу, как обещала. Мне самой интересно вспомнить университетский курс.
Мы договорились встретиться в вычислительном центре через два дня, и я с тяжелым сердцем поехал домой.
В условленное время мы встретились. Наталья протянула мне лист бумаги, на котором была написана программа с детальными комментариями. Мы сели в сторонке, и она скрупулезно объяснила мне все этапы, от постановки задачи, до реализации алгоритма.
Вернувшись домой, я переписал программу, еще раз внимательно разобрав ее, и, во избежание дополнительных вопросов по предмету, намеренно сделал в программе ошибку, надеясь, что она привлечет внимание преподавателя и вызовет дискуссию, которая «съест» время.
Наступил экзамен. Алексеев просмотрел «мою работу», сделал несколько пометок, и не задав более никаких вопросов поставил зачет.
На следующее утро, проходя мимо кафедры Прикладной математики, через приоткрытую дверь я услышал свою фамилию. Я остановился и прислушался. Говорил Алексеев:
- … Я дал индивидуальные задания на зачет. А этот наглец, каким-то образом нашел мою жену и упросил ее помочь решить задачу! Супруга пообещала, но поскольку, давно не в теме, столкнулась с трудностями и обратилась ко мне. Я не мог отказать своей жене и собственноручно составил программу от начала и до конца. Так этот тупица, даже правильно переписать не смог!