Это не просто кусочек книжного детства, это книга, ставшая знаковой для меня, возможно, это даже был переход к другим историям, уже без сказок, без забавных приключений, которые могут случиться далеко не в каждой жизни, к книгам об отношениях между друзьями, к романтическим историям.
Долгожданная встреча с КНИГОЙ произошла в момент, когда любая история меньше двухсот страниц вызывала какое-то недоверие. Никакие рассказы читать не хотелось, повесть и то подходила не всякая. Пошёл «период гигантизма»: хотелось только объёмных произведений, чтобы история не заканчивалась за вечер. А это было сложновато, так как не было для меня развлечения желанней, чем чтение книги, никуда я не стремилась, а просиживала за поглощением книг часами. Дело было летом, как раз в период практики в школьной библиотеке (что это за практика, я уже рассказывала).
В этот день мы наводили порядок на стеллажах с книгами: снимали всё с полок, протирали пыль, ставили обратно. Долго, скучно, прозаично… Но не для тех, кто в постоянном поиске интересного чтения. Где стоял стеллаж и на какой полке я обнаружила книгу – помню до сих пор. Толстый том с девочкой на обложке:
Слышала ли я что-то о ней раньше? Кажется, да, потому что долгое время на слуху были какие-то «динко-динги». Но о них говорили взрослые, а не ровесники, поэтому я не рвалась найти и прочитать, в голове была каша: одна эта книга или две, о девочках или собаках.
Кстати, историю Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» я потом тоже прочитала, и она меня не зацепила. Попробовала уже взрослой вернуться к книге: да, произведение замечательное, но вот не моё.
Выбор пал на повесть Валентины Осеевой "Динка" из-за объёма! Наша библиотекарь очень поддержала, была рада, что я наконец-то прочту эту историю.
И всё: я пропала. Не помню, сколько времени понадобилось, чтобы прочитать. Вероятно, дня два. Оторваться я не могла, все мои мысли были с Динкой и её семьёй, Леньке я отчаянно сочувствовала, а потом была неописуемо рада, что они не потерялись, что он теперь рядом всегда.
Конечно же, мне тут же сказали о продолжении, за книгу я схватилась незамедлительно:
Да, уже не совсем то, но Динка и Лёнька здесь, развитие их отношений продолжается, а я продолжаю переживать и радоваться. Очень хорошо помню, что и от этой книги невозможно было оторваться. Летние вечера светлые, но ночь всё равно наступает. Все спят, включать свет нельзя, с фонариком под одеялом я никогда не читала, но отложить до утра книгу нет никаких сил. И я вижу, что на подоконник падает свет от уличного фонаря, который совсем рядом с домом. Сидя на кровати, перегнувшись через её спинку, я дочитывала историю Динки при свете фонаря.
Истории эти стали каким-то наваждением: я постоянно думала о героях, проигрывала в уме разные варианты развития событий «а если бы так..», «а если бы он…», «а если вдруг она...». Мне кажется, что это была первая книга, под влияние которой я так сильно попала.
Я любила эту книгу как никакую другую. Вспоминала о ней часто, советовала другим. На страницах там шла какая-то особенная жизнь! Жизнь бурная, насыщенная, полная эмоций. Там небольшие шалости и проказы, там весёлый смех и бурная радость, и там же горькие обиды, огорчения. Много непростых решений, удивительные судьбы. Дружба и любовь. Взаимопонимание и прощение. Верность и преданность.
Где-то лет девять назад я перечитала обе книги. Очень хотелось вернуться к тем эмоциям, но побаивалась: на читательских форумах, в блогах то и дело мелькают «разоблачения» книги. И с исторической точки зрения не так, и с позиций психолога полный караул и т.д. и т.п. А уж когда «Речь» переиздала «Динку» с новыми иллюстрациями, то волна критики вновь накрыла читателей.
В ответ на очередной разбор "Динки" я опубликовала пост у себя в группе. Не ради дискуссии: доказывать ничего и никому не хотелось, но молчать уже не могла.
Вот отрывок из того моего поста 2017 года:
Валентина Осеева жила в определённую эпоху, что не могло не наложить отпечатка на все её произведения. Да, её книги не поставишь вне времени, они привязаны к той стране, к тем идеалам, в которых она росла и воспитывалась. Да, время бежит стремительно, идеалы меняются, и тот исторический фон сейчас скорее вызывает некое отторжение у современных читателей детской литературы (или у их родителей?). Деление на чёрное и белое, атеизм, жестокость по отношению врагам - всё это приметы времени…
Признаюсь, что я сама с неким опасением брала в руки "Динку" четыре года назад. А вдруг весь исторический фон, вся борьба за дело революции заслонит от меня взрослой того несуразного, трогательного, безумно активного ребёнка - Динку? Динку, которой до всего есть дело, которой "всегда некогда", Динку, которая растёт, как трын-трава, но впитывает в себя, как губка, очень и очень многое? Динку, которая ошибается, которая вначале делает, а потом думает и раскаивается... И как же я была рада, когда читала с прежним детским удовольствием, переживая, сочувствуя и немножко завидуя тем, кто будет читать эту историю впервые.
Есть ли там антирелигиозная пропаганда? Есть.
Есть ли там чёрно-белый мир, где все поделены на плохих и хороших? Есть.
Есть ли какие-то нестыковки во взрослых отношениях? Наверное, есть.
Меня почему-то эти аспекты книги мало привлекали и волновали. Всё моё читательское внимание было отдано Динке, её взаимоотношениям с мамой, сёстрами, тётей и т.д. И конечно же, Лёньке! Лёньке, который по мнению рецензентов, идеальный и утопический. А мне было хорошо в книге с таким вот идеальным Лёнькой! Кто сказал, что идеалы – это плохо, что нельзя их искать и к ним стремиться? Книга о Динке, в первую очередь, о её мечтах, её идеалах. И эта удивительная парочка рождала в детской душе надежду на то, что обязательно есть в этом мире человек, который поймёт и примет тебя такой, какая ты есть. Это очень плохо? Не думаю.
Нужна ли эта книга сегодняшним детям? Не знаю. Ни об одной книге я никогда бы не стала говорить: вот она, единственная и обязательная, нужная всем. Каждый делает свой выбор, идёт своим путём. И о дружбе и о зарождающейся любви написано немало. Но я знаю современных детей, прочитавших "Динку". И ни от кого из них я не слышала об историческом фоне, каких-то несоответствиях, они читали о другом - о непростом характере Динки, о её взрослении, дружбе, о преданности Лёньки. Эти герои не оставили их равнодушными. В книге очень яркие и правдоподобные характеры у всех! Ведь она в чём-то автобиографична, точнее - во многом.
Да, как раз в то время я с интересом прочла статью «Радоваться жизни самой» о Валентине Осеевой, вот одна лишь цитата:
Оказывается, у Осеевой, как и у Динки, было две старших сестры: строгая, с непростым характером Галина (в книге – Алина) и Анжела, которую за скромность и покладистость домашние тоже прозвали Мышкой. Младшая же: «макака», «убоище» и «орало-мученник» – это и есть сама писательница, Динка-Валентинка.
Кстати, у меня в детстве так и не появились эти книги Валентины Осеевой. Зато сейчас есть «Динка» - огромная моя радость, огромная – во всех смыслах!
Я знаю, сколько «Речь» думала о переиздании, как долго шёл поиск художника, как небыстро появлялись эти образы у Юлии Казарницкой. Книга и так была увесистой всегда, даже на «газетной бумаге», а на плотном офсете с цветными иллюстрациями том получился очень внушительным. Но я очень рада его появлению! Мне нравится, как увидела героев Юлия Казарницкая! Жаль, что продолжение с её же иллюстрациями издательство нам не обещает. А вдруг – пока не обещает?
И ещё один любопытный момент. Читаю этой зимой современную историю (романтическую историю о старшеклассниках, увлекающихся скалолазанием) и в какой-то момент понимаю, что мои ощущения от отношений героев, от некоторых поступков как-то знакомы до невозможности! Читаю, пытаясь понять, откуда же это ощущение… И вдруг меня просто накрывает: Лёнька – так зовут главного героя и здесь, его поступки, его характер, конечно, не полностью, но похож на того Лёньку! Я не могла успокоиться, пока не нашла интервью с Алёной Марьясовой, автором этой повести - "За два часа до снега":
И страшно обрадовалась, когда прочитала в интервью:
Любимые мои книги - «Динка» и «Динка прощается с детством» Валентины Осеевой.
Я это почувствовала по эмоциям от её книги. Там то же есть эта трогательность отношений, забота, которая окружает со всех сторон и становится иногда незаметной.
Меня по-прежнему радует, когда узнаю о новых юных читательницах, полюбивших "Динку", а уж сколько поклонников истории было раньше!
Замечательно, что мы с "Динкой" встретились в самый нужный момент и на всю жизнь!
#детские книги #детские книги СССР