Найти тему

Конспект занятия по коррекции сенсорной алалии у детей ( 1 Занятие).

Лексическая тема "Домашние животные" ( данное занятие проводится после того, как с ребенком поработают над неречевыми шумами, например, муз.инструментами)

Задачи:

1. Установить контакт с ребенком.
2. Убрать речевой негативизм, вызвав интерес к игровым пособиям и созданным ситуациям
3. Формирование пассивного словарного запаса по представленной лексической теме
4. Работа над активным словарем. Вызов речи:
- Киса ( мяу мяу), собака ( ав ав)
- Да/нет
- Дай/На
- Ешь ( ам ам)
- Цветы ( ах ах- пахнет)
- Роза ( ай ай- колючая)
- Много/мало

Ход занятия:

1. "Знакомство с животными"

🔸️Посередине комнаты поставить корзину с мягкой игрушкой - кошкой. Показываем ребенку кошку, используя указательный жест. Никаких лишних длинных фраз. Показали пальцем "Киса. Киса. Киса." Ничего не требуем от ребенка, а привлекаем его внимание и формируем слово+образ. Звукоподражаем "Мяу мяу. Киса- мяу мяу". Теперь произносим "Глажу" и гладим кису, показывая, как это делается. Произносим "На" и даем кису в руки ребенку. Вновь проговариваем "Киса. Киса. Глажу". Когда ребенок подержал кису в собственных руках мы говорим и используем жест- подсказку "Дай. Дай" ( ладонями показываем "дай"). Ребенок, видя и слыша инструкцию, учится понимать, что данное слово означает просьбу что-то дать, получить желаемое. Повторяем еще раз "На и Дай".

🔸️Добавляем еще 2 игрушки с кисами, но разные по текстуре. Вновь проговариваем "Киса. Киса. Мяу мяу.". Когда ребенок потянет руки с просьбой дай, мы произносим "Дай дай", чтобы ребенок понял, что нужно сказать, чтобы взять в руки игрушку. Отдаем со словами "На. На". Далее добавляем в игру еще одну фигурку с кисой и повторяем весь процесс игры: киса, мяу, гладь, дай, на.

🔸️Идем в другую часть комнаты, там стоит будка с собакой. Проговариваем: " Собака, собака. Ав ав ав. На". Выполняем тот же перечень действий, добавляя еще 2 разных игрушки или фигурки с собакой.

-2

2. "Послушай"

Идем за стол. Кладем 2 игрушки: кошку и собаку напротив ребенка. Включаем звукоподражанием по очереди, сначала кошку затем собаку. Порядок такой: включили звук, затем сами подражаем, показывая и напоминая, как говорит это животное, а затем ждем реакции ребенка, чтобы он выбрал из двух игрушек правильную. Если правильно, то хлопаем и говорим "Да! Киса. Мяу мяу" или "Да! Собака. Ав ав". И так играем 3 раза на одних и тех же пока игрушках. Если ребенок показывает неправильно, то произносим одно слово "Неее" и машем головой. Включаем звук еще раз, показываем на уши "Слушай".

3. "Покорми животных"

Подготовьте миску с кормом ( можно настоящий сухой корм), ложку и 2 игрушки в виде кошки и собаки, которых ребенок хорошо запомнил. Показываем на предмет и проговариваем названия: миска, корм, ложка. Далее показываем на примере: берем ложку, зачерпываем корм и кормим сначала кису, говоря " Ам ам ам". Потом собаку "Ам ам ам".

Отдаем ложку ребенку и просим "Дай ам ам ам. Киса". (Обращаю внимание, не "Кисе", а именно "Киса", потому что для ребенка "Киса и кисе будут пока два совершенно разных слова. Он может испугаться, запутаться). Когда ребенок подносит ложку ко рту животного, то говорим "Ам ам ам". Если получилось произносим "Да. Молодец" и показываем жест 👍.

-3

4. "Прогулка по саду".

После кормления идем на "прогулку" и подходим к стене, где прикреплены цветы на плакате с помощью липучки, рядом стоит сортер "Стаканчики" для сбора цветов. Показываем и произносим "Цветы, ах ах". Показываем на своем примере, что мы нюхаем цветы и говорим "Ах ах". Потом показываем на примере кисы и собаки. Теперь просим ребенка "Понюхай", далее произносим вновь "Ах". Теперь задача ребенка собирать цветы с действием "Ах" + положить в стаканчик нужного цвета. Показываем: понюхали цветок , сказали "Ах", сорвали и положили в стаканчик нужного цвета. Пока не называем цвет, а действуем по наглядной инструкцим, развивая логику и мышление. Далее помогаем ребенку справиться с заданием.

На всякий случай имеем под рукой коробочку с искусственными цветами, которые можно так же собирать, если вдруг ребенок не заинтересуется бумажными. Когда ребенок сорвал цветок, то ставим перед ним 2 стаканчика на выбор ( нужного цвета и тот, который пока не подходит), если правильно определил цвет, то говорим "Да! Молодец".

5. "Роза"

В заключении игры достаем розу, даем ощутить аромат и показываем шипы. Называем "Роза ах ах". Показываем "шипы- ай ай ай". Берем собаку или кошку, и в игровой форме показываем, что они хотели прикоснуться к шипам, но они колючие, говорим ай ай ай.

6. "Много/мало"

Идем на ковер. Ставим контейнер с разными видами круп, а внутрь прячем маленькие косточки ( можно вырезать из картона, использовать пуговицы в виде косточек или же купить 8 шт специально для занятия в зоомагазине). Показываем на своем примере: кладете руки в миску, ищете ищете и находите косточку. Проговариваете название найденного предмета и кладете в руки ребенку, чтобы он осмотрел покрутил. Теперь даете миску ребенку с инструкцией "Ищи". Если ребенок нашел косточку в крупах, то говорим "Кость. Да, молодец" + жест 👍. Находим так все косточки.

Далее делим косточки на 2 части: 1 косточка и 7 косточек. Там, где одна косточка показываем и говорим тонким голосом- маааало, мааааало. Потом показываем на 7 косточек и говорим более грубым голосом- много, мноооого косточек. Повторяем оба действия. Затем говорим слово "Маааало" и смотрим на ребенка, чтобы показал пальцем, где 1 косточка лежит. Произносим "Мнооооого" и ждем ответной реакции. Если верно, подтверждаем словом "Да" + жест "👍", если неверно, то "Неееет" + машем головой.

В конце занятия просим ребенка "Дай пять" помогаем выполнить действие, повторяем 3 раза. Это будет ритуал в период окончания занятия. Обязательно хвалим и говорим "Пока" + машем рукой.