Кончина Елизаветы II вечером 8 сентября 2022 года поставила на уши весь мир. С простыми англичанами все ясно – для них покойная королева была самым настоящим государственным символом, этаким «знаком» закона, стабильности, порядка и дальнейшего процветания Британии. Англичане знатные и богатые придерживаются той же позиции, но со своими «особенностями». Монаршая особа умерла, и у британской знати под ложечкой засосало от неприятного предчувствия больших перемен, внутренних масштабных кризисов и резкого разворота внешней политики. Обоснованы ли эти опасения?
Лондонский мост рухнул
Миллионы журналистов, блогеров и писателей по всему миру много лет ждали возможности произнести эту фразу – код, сообщающий премьер-министру Британии о том, что Елизавета II умерла. Вот этот день, кстати, по-своему грустный даже для противников Британской Короны, настал. Фразу произнесли, в СМИ тысячи раз ее продублировали. Что будет дальше? Да ничего особенного:
- принц Чарльз уже стал новым королем, взяв себе престольное имя Карл III;
- на 10 дней все Соединенное Королевство ушло в траур с отменой развлекательных мероприятий и пр., причем люди искренне скорбят, а не «для вида»;
- 19 сентября в 11.00 Елизавету II похоронят в мемориальной часовне Виндзорского замка, что в Беркшире.
Потом англичане еще немного погрустят, и вернутся в свой привычный ритм жизни.
Ну и немного интересной информации. В Британии король становится таковым не в момент коронации, а сразу после смерти своего предшественника. Так, сама Елизавета II, согласно довольно достоверной легенде, получила престол сидя на дереве в Африке – путешествовала она там вместе с супругом Филиппом.
Перспективы принца Чарльза
Ой, простите, уже короля Карла III. Вообще, не очень радужные. Дело в том, что человек этот среди англичан большой популярностью не пользуется. Так, многие британцы считают его большим любителем мистики, теорий заговора и прочих убеждений и черт, которые монарху, мягко говоря, не к лицу. Например, есть информация, что новый монарх искренне считает себя прямым потомком графа Дракулы, валашского господаря Влада Цепеша. Кроме того, Чарльз увлечен нетрадиционной медициной и «механиками» восстановления культуры древних англичан. Впрочем, это все мелочи.
Основная проблема в том, что Карл III – активный сторонник укрепления монархии и расширения полномочий представителей правящей династии. Конечно, английский король, даже очень популярный в народе (в случае с Чарльзом показатель крайне низкий – от 20 до 35% в разных источниках) является фигурой представительской, то есть реальных судьбоносных решений принимать не может, полнота власти лежит на премьер-министре и парламенте. Юридически это так, но монарх может направлять внутреннюю и внешнюю политику некоторыми хитрыми действиями и своим авторитетным словом. И именно этого боится современная политическая элита Британии.
Впрочем, какие-либо выводы о персоне Карла III делать очень рано, это просто предположения и размышления.
Демонтаж монархии?
Согласно одному распространенному заблуждению, англичане всей душой желают уничтожение монархии, и, якобы, особенно это стремление усилилось после начала глобального геополитического кризиса, вызванного последними событиями в мире. Утверждение это отчасти верно, но ни о какой ликвидации монархического строя в Британии речи не идет – англичане очень консервативны, а монархия для них сродни национальному символу. Демонтаж строя для них был бы примерно тем же самым, что для нас запрет русского языка, триколора и пр.
Отдельные опасения были «выделены» на период первых дней правления Карла III, якобы, противники монархии могли спровоцировать что-то вроде госпереворота, и либо полностью убрать правящую династию, либо еще больше ослабить ее влияние. Опять же, действительности это не соответствует по следующим причинам:
- подобное положение дел не выгодно даже самым влиятельным противникам монархии;
- это может запросто погрузить Британию в глобальный кризис (так и так дела в плане социально-экономическом идут неважно);
- демонтаж монархии неизбежно приведет к волнениям, что погрузит страну в хаос со всеми вытекающими последствиями.
Таким образом, Виндзорам, правящей британской династии, с вероятностью 99% ничего не угрожает.
Резкая смена внешнеполитического курса?
Основные опасения аналитиков упираются в усиление антироссийской позиции Британии при новом монархе. Напомним, после возвращения Крыма в РФ принц Чарльз сравнил Путина с Гитлером, чем показал свои нелояльные к нам настроения. Возможно, что нас он действительно, мягко говоря, недолюбливает, но глупцом Карла III назвать никак нельзя, он прекрасно понимает, что развитие русофобской политики в Британии приведет к усугублению кризиса в мире и, в частности, в самом Объединенном Королевстве. Во всяком случае, в первые месяцы своего правления он не допустит распространения таких тенденций как в обществе, так и среди представителей политической элиты Британии.
Другое дело, что нынешний премьер-министр Лиз Трасс отличается русофобскими настроениями, кроме того, по мнению даже ближайшего окружения она производит впечатление «истерички», а внешнюю политику Британии во многом определяет именно премьер. Но и тут не все так просто:
- многие политологи считают Трасс фигурой марионеточной;
- Карл III хоть и является фигурой представительской, но влиянием обладает огромным, «тормознет» ее, если что-то пойдет не так;
- простые англичане к России относятся не то чтобы лояльно, но терпимо, а британские политики ко мнению народа прислушиваются, особенно в таких ключевых вопросах.
Таким образом, если смещение внешнеполитических приоритетов в отношении России и произойдет, то будет это чисто символическим, не критичным. Переживать не о чем!
Если обобщить выше сказанное, то с кончиной Елизаветы II и восшествием на престол Карла III ничего страшного в Британии не произойдет, кризис не усугубится, русофобия не расцветет буйным цветом. Впрочем, всякое бывает… Время покажет!
Все статьи по теме: #woh_это интересно
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))