Рассмотрим этот вопрос сразу с трех сторон: как знаки препинания воспринимают алгоритмы, читатели и что диктуют правила. Если соблюсти все, то CTR, поисковой трафик и лояльность алгоритмов обеспечены.
Что делать нельзя
Никогда не ставьте точки и двоеточия в конце заголовка.
Точки
— Не ставят по правилам, алгоритмы сочтут это за ошибку
Двоеточие
— Бесполезный знак препинания. Алгоритмы не отреагируют никак, а читатель не заметит разницу с ним или без него, но визуально бесполезный знак утяжелит предложение, создаст эффект «фонового шума». Точка, кстати, тоже.
Вопрос в конце заголовка
Мой первый главный редактор, именем которого я теперь называю своего внутреннего критика, часто подстраховывался — ставил вопрос в заголовке, если информацию в статье нельзя было проверить через достоверные источники. Или просто лень было проверять.
Например, проскочила «желтушная» новость, что на открытие бензоколонки в Кукуево прилетел Путин. Надо использовать!
Пишем:
«Путин прилетел в Кукуево на открытие бензоколонки?»
А дальше та самая непроверенная история, где на фотоснимки случайно попал человек очень похожий на известную личность.
В этом случае нет вопроса к читателю, новость не ответит на него. Это просто знак непроверенной информации, когда используют любые приемы привлечения внимания.
А если подать по-другому: «Так был ли Путин в Кукуево?», а дальше по пунктам разобрать аргументы за и против, сделать собственное заключение и поинтересоваться у читателя, что по этому поводу думает он, — другой вопрос.
Но есть подвох: в этом заголовке стоит вопрос, на который отвечает вся публикация. Вопросительный знак в таком случае для усиления эффекта. Но и без него смысл не потеряется, а эффект «фонового шума» никто не отменял.
Короче, этот знак без необходимости тоже заголовку не нужен. Но за ошибку алгоритмы его не посчитают.
Кавычки и боты: а была ли «любовь»
Существует версия, что алгоритмы ранжирования отдают предпочтение заголовкам с кавычками. Но до сих пор нет однозначного ответа в поддержку этого феномена.
Я проверяла много тысяч раз и какие-то заголовки с кавычками уносили статьи далеко вперед по показам. А другие ничем не выделялись или даже набирали показатели ниже среднего.
Сейчас, если правила русского языка не запрещают кавычки в конкретной фразе, а впихнуть их можно без потери смысла — я ставлю. Смотрю результат, и если он не супер, то убираю. И снова сравниваю. Будет рост без кавычек — хорошо. Падение — верну символ. Без разницы — выберу облегченный вариант.
Двоеточие
Хитрый знак, который в середине фразы привлекает внимание, сокращает перегруженный заголовок, подстегивает поисковых ботов.
Двоеточие используется чтобы интонационно поделить предложение на две части.
В первой — описание проблемы, личности или места действия.
Во второй уточнение, пояснение смысла первой. Как в заголовке к этой статье: взяла проблему и пояснила какой именно момент разбираем. Читателю понятно, нет ничего лишнего, правила РЯ соблюдены.
В то же время обе части — высокочастотные запросы в поисковике. Сформулируй я по другому, запрос стал бы очень редким. Никто не пишет в поисковой строке «какие знаки препинания лучше ставить в заголовок».
Зато «заголовок» запросили 180 000 раз, а «знаки препинания» почти 696 500 раз. А боты просто не видят двоеточия и выдадут статью в оба запроса.
Двоеточие в конце — бесполезный символ. Не ошибка, но ничего не меняет, а мы помним про "шум".
В следующей статье расскажу про секреты тире, восклицательного знака, многоточий и комбинаций знаков.
Но только если увижу интерес к теме и высокие показатели у этой статьи. Так что, не стесняйтесь: лайкайте, делитесь, сохраняйте, комментируйте, репоститите — разгоняйте алгоритмы своими реакциями.
От донатов тоже не откажусь:
Спасибо!