У меня сложное отношение к тому, что многие фестивали выбирают себе определенный пул гостей и приглашают их из года в год. С одной стороны, встреча со старыми друзьями – это большая радость, с другой стороны, всегда хочется и новых знакомств тоже. РАВНО как-то ухитряется лавировать между этими крайностями, и сохраняя свой пул, и приглашая всегда кого-то новенького.
До старта нынешнего РАВНО всего-то десять дней. Не знаю, успею ли я написать все портретные тексты, которые очень хотелось бы написать до начала… постараюсь по максимуму, во всяком случае, но начать эту тему я хочу все же с текста о гостях вообще, о том, как они становятся любимыми друзьями, ну и немного о принципах отбора. Понятно, что все эти тексты будут еще и, некоторым образом, анонсами предстоящего фестиваля. Потому что нельзя же говорить о людях и не упомянуть, чем они на фесте заняты, чем интересны и чего от них можно получить. А это все – как раз анонсы разных событий, которые непременно состоятся с 22-го по 24 сентября в Студенческом ДК ПГНИУ в рамках РАВНОДЕНСТВИЯ. Причем эти события будут там происходить едва не круглосуточно, меняя друг друга как картинки в калейдоскопе.
Тут стоит сказать, что РАВНОДЕНСТВИЕ не зря придумал себе слоган – Фестиваль нового слова. Это не только возраста участников и направления их творчества касается. Слово на РАВНО, возможно, имеет куда большее значение, чем на многих других фестивалях. Скажем, конкурс чтецов – это уже редкость, ну а конкурс литературы малых форм в рамках бардовского феста – это еще большая редкость. Если удастся запуститься с конкурсом публицистики, о чем я вместе со всем моим каналом мечтаю уже не первый год, это уже будет эксклюзивом ва-а-а-аще. Однако, большинство наших мечт имеют счастливую особенность сбываться, как показывает практика.
И, поскольку именно такой авторитет СЛОВА появился на РАВНО во многом благодаря Алексею Витакову, с которым мы еще в стадии запуска РАВНО договорились о роли нашего феста как регионального тура Всероссийского литературного форума «Осиянное слово», то разговор о друзьях стоит начать именно с Витакова.
Алексей не каждый, конечно, год бывает на РАВНО. Но неизменно возвращается, отдохнув от нас пару лет. И уж когда возвращается, непременно возвращается в качестве председателя жюри. Оно и понятно, раз уж он представляет у нас ОСИЯННОЕ СЛОВО. А, кроме того, Витаков отличается от многих любимых нами бардов еще и тем, что у него в кармане диплом литинститута им. Горького. Это – редкий случай, когда человека можно с полным основанием назвать профессиональным бардом и профессиональным литератором. Ну да это и по стихам его видно. Леша на сегодня – один из ведущих авторов в стране, конечно. Но, согласитесь, выбирать друзей по профессиональным качествам – это как минимум странно. Друг – это же не работа! Друг – это друг. Поэтому в качестве иллюстрации к предыдущему абзацу я хочу показать удивительную запись. Здесь Алексей Витаков и Владимир Поляков вытащили на сцену ни о чем не подозревавшую Сабину Чудинову и устроили сейшен. Может это не так звучит хорошо, как звучало бы, порепетируй они хоть чуть-чуть, но ценность-то не в этом, а в отношении. Впрочем, спели и сыграли «Кленовый лист» Витакова точно не стыдно. Как же не дружить с такими ребятами!
Кстати, с Алексеем уже не первый год в качестве аранжировщика и гитариста работает Владимир Поляков. Уж не знаю, будет ли он на РАВНО в этом году, но прошлогоднее знакомство нас сдружило довольно крепко. Владимир оказался не только замечательным музыкантом, но и прекрасным автором. Давным-давно ждал подходящего момента, чтобы показать вам несколько его песен, и вот этот момент настал. Я хочу, чтобы вы послушали его потрясающее музыкальное прочтение одного их стихотворений Алексея. Это не значит, что Володя пишет исключительно на Витаковские или вообще чужие стихи. Он и сам со СЛОВОМ хорошо дружит, но в контексте этого разговора песня на стихи председателя жюри более чем в тему.
Ну и о том, что будет делать Витаков на РАВНО. Обычно Алексей работает в мастерской литературы малых форм. И поскольку он не только бард, не только поэт с большой буквы, но еще и автор десятка исторических романов, общение с ним для начинающих литераторов – это просто клад. Леша ведь не только о творческой составляющей этого многотрудного дела говорит, его советы по организации первых публикаций – это просто точное руководство к действию и практическая помощь.
Уже третий год безвылазно на РАВНО прекрасная Кира Малыгина. Тут вот что стоит сказать – РАВНО ведь организуют не взрослые. Не мы с многолетним опытом и огромными связями. РАВНО принципиально делают студенты. Они могут о чем-то у нас спросить, про что-то посоветоваться, но делают все буквально они самостоятельно. Не представляете – какое это счастье, когда у тебя на фестивале не болит голова вообще ни о чем. Ни о доставке еды, ни о концертах, ни о расселении гостей и участников, ни о координации работы транспорта, ни об охране даже! Ни о чем ва-а-а-а-ще!!! Так вот гостей тоже выбирают и приглашают сами студенты. А выбирают они как правило тех авторов, чьи песни знают, любят и поют. И Кира Малыгина для них – просто свет в окне.
Самое забавное, что они практически никогда не приглашают тех, кто активно не нравится и нам, взрослым. У нас с ними удивительным образом вкусы совпадают процентов на 70. Разница, может быть в том, что к той же Кире мы относимся с интересом и уважением, а они с восторгом.
А у меня в прошлом году исполнилась давняя мечта, я с Малыгиной наконец-то познакомился. Правда давно хотелось. Я очень люблю некоторые ее песни, к остальным отношусь со спокойным интересом, и была даже попытка привезти ее на наш «взрослый» межрегиональный фест, но год очень уж оказался обломным. И сроки передвинули, и… Короче, наконец-то познакомились, и именно на РАВНО. Кира, помимо собственно авторства и исполнительства, показала себя крайне интересным и неординарным ведущим мастер-классов. В этом году я, возможно, маленькую часть ее мастер-класса проведу вместе с ней. Минут 10-15 не больше. Просто некоторые позиции, о которых она говорит требуют небольших уточнений для взаимопонимания разных школ. Но послушаю и посмотрю, конечно же, все, что она расскажет и покажет.
Ну а ее песни уже давным-давно в топе молодых и даже не очень молодых исполнителей. Это умная современная и весьма тонкая поэзия. И музыка тоже весьма и весьма.
О следующей практически постоянной участнице работы РАВНОДЕНСТВИЯ можно говорить только с придыханием и закатыванием глаз. Во всяком случае, многие ее воспринимают именно так. Это – звезда первой величины в авторской песне уже несколько десятков лет. Елена Фролова!!! Ну, мы-то познакомились еще в 90-е, я могу говорить о Лене без придыхания и закатывания глаз, хотя она, конечно, и для меня одна из любимых авторов и очень интересный человек. Удивительно, что и для ребят Фролова в числе любимиц. Иначе зачем бы они ее уже четвертый или даже пятый раз приглашали на свой фестиваль. Очень многие из молодых исполнителей с удовольствием поют ее песни, и вот это – очень важно. Получается, что и они могут очень легко понимать и принимать наши приоритеты в песне, и когда некоторые говорят о гибели нашей песни из-за потери к ней интереса молодыми – это не правда. Нюансы есть, конечно, но они – всего лишь нюансы, а настоящее большое искусство принимается с восторгом и нами и ими одинаково.
А уж искусство Елены Фроловой – это что-то совершенно космическое. Впрочем о ее искусстве большинство моих подписчиков и сами прекрасно знают, а вот то, что Лена предлагает ребятам в качестве мастер-классов – это отдельная какая-то тема. Мастер-классом в привычном смысле слова назвать это нельзя. Это, скорее концерт-беседа о вещах невероятно важных. О поэзии, о душе, о любви и жизни. И это тоже какая-то магия. Я в прошлом году вместе с участниками просидел не шелохнувшись весь этот мастер-класс, боясь пропустить хоть слово. При этом беседа эта обоюдная с вопросами, ответами, шутками, громким хохотом или светлой грустью. Потрясающе интересное времяпрепровождение.
Ну а запись я хочу поставить старую. Не потому, что сейчас что-то изменилось, просто записи этого и прошлого фестивалей я буду использовать и в портретных текстах, и просто так в обзорах. Да и в виде отдельных роликов что-нибудь будет выложено обязательно, конечно. А сегодня я хочу показать вам ту Фролову, которую вы тоже знаете всю жизнь почти. И столько же любите.
Роман Ланкин. В РАВНО он нынче примет участие впервые, хотя уже сейчас можно сказать, что в обойму любимых друзей фестиваля Роман войдет бесспорно. Он был у нас весной на конкурсе патриотической авторской песни им. Окуджавы, и ухитрился за полдня влюбить в себя всех в Студенческом ДК, включая вахтерш и охрану. Ему это легко, там такое обаяние, что устоять перед ним невозможно. Но при этом Рома очень глубок в размышлениях и рассуждениях. Он вообще очень глубок, и от многих коллег его отличает то, что его творчество крайне осмысленно. Вот уж кто «алгеброй гармонию проверил» и не перестал быть при этом Моцартом.
Что у него будет на мастер-классах для меня загадка, но Рома может говорить и показывать что-то практически на любую тему. Разве что авторство – не его конек, и это принципиально. Но о трактовке, аранжировке, решениях песен, о драматургии концерта, о гитарной технике и хитрых прихватах в этой технике, о подаче и общении с залом – Рома может при желании открывать свою школу… да что там, академию, и там точно будет по тыще человек на место абитуры! Ланкин, еще ни разу не побывав на РАВНО, уже любимец участников. Боюсь мы там рискуем с ним не пересечься – студенты не отпустят. А что еще важно, Рома умеет молодежи привить настоящую любовь к нашей классике. Его прочтения Визбора, Галича, Городницкого, Окуджавы для молодежи практически родные.
Никита Дорофеев. Это еще одна моя давняя мечта, которая обязательно нынче сбудется. Собственно, мы знакомы по переписке, я даже пару раз о нем писал, а он меня за это благодарил – значит не плохо получилось, но вы даже не представляете, сколько раз мы каким-то чудом уже ухитрились не встретиться на разных фестах, хотя точно должны были. Нынче на РАВНО у Никиты премьера. Он у нас пока не бывал. По-моему, он и Перми пока не бывал ни разу. Но вот его песни звучат на РАВНО неизменно. Из года в год. Кто-нибудь да обязательно поет. Ну да и не удивительно – это очень хороший автор. Причем, Никита интересен тем, что его творчество существует как бы в совершенно отдельной нише. Понятно, что он – не модный сейчас необард, которых молодежь традиционно готова носить на руках. Хотя, как мне кажется, мода эта потихоньку спадает, за исключением приязни к некоторых из них. Ну да они сами в этом виноваты.
А Дорофеев не пытается создать модное направление в песне и всех в него загнать. Он просто пишет так, как и завещал великий Окуджава:
Каждый пишет как он слышит,
Каждый слышит как он дышит,
Как он дышит так и пишет, не стараясь угодить…
При этом Никита, в отличие от множества современных авторов довольно глубоко погружен в бардовскую традицию, неплохо в ней ориентируется и порой с удовольствием цитирует или даже пародирует в своем творчестве. Во всяком случае, одна из первых песен, которую я у него услышал и оценил – это такая стилизация под Михаила Щербакова. Пародией это не назовешь, но и не пародией тоже назвать трудно. Что-то насколько свое собственное, настолько и щербаковское тоже. И веселит не по-детски. Мне попалась запись, где Никита поет это в возрасте наших сегодняшних участников РАВНО, и очень захотелось вам, друзья, это показать.
Думаю, что у Дорофеева тоже есть все шансы стать другом РАВНО. Не представляю, что может этому помешать.
Ну и еще одна звезда первой величины посетит нынче этот фест. Но тут нужно сказать, что Андрей Козловский, а речь-то именно о нем, заскочит к нам всего на часок. На концерт-открытие. Гостем фестиваля его в этот раз назвать трудно. И тем не менее, заскочит, тем не менее споет часовой примерно концерт. Для участников, наверное, это не особенно важно, но вот зрители уже ищут, где купить билеты. А билеты-то не продают. Вход-то свободный, по приглашениям!
Впрочем, Андрей в Перми гость не редкий, и ребята-организаторы РАВНОДЕНСТВИЯ с ним знакомы хорошо, даже сами привозили его несколько раз с концертами. Так что они Козловского все равно считают одним из друзей РАВНО. Единственное, о чем они сейчас уже заранее жалеют, это о том, что Андрей приедет один, без Шарового Квадрата. И я из вредности поставлю его песню как раз вместе с Квадратом. Сам нынче на детско-молодежной Грушинке впервые посмотрел их выступление живьем, и теперь вместе со студентами мечтаю об этом же. Но не в этом году, друзья! Не в этом году.
Кроме перечисленных звезд, на РАВНО работают еще три больших мастера, и я о них обязательно расскажу, только отдельно. Поскольку они уже не гости, они пермяки и пермячки. Это известные пермские режиссеры, и заниматься они будут именно театральной стороной дела - чтецким конкурсом, постановкой гала-концерта, концертом "Стихи в темноте", ну и мастерскими с этим со всем связанными. Но в текст о бардах я их вставлять не стал. Тем паче, что в чтецких делах я тоже неплохо разбираюсь, и представить их отдельно у меня есть чем. Ждите!
P.S.
Уже было пошел текст в печать, звонят организаторы - нельзя ли на Бард-Дзен сделать анонс? Буквально по Чуковскому:
Мой милый, хороший
Пришлите калоши
Да я и сам за это дело очень болею и душой и остальными органами. Поэтому, друзья! Сами понимаете фест ожидается не томным. Будет такой насыщенный отдых в хорошей компании, после которого нормальному человеку неделю отсыпаться нужно. И остается буквально всего-ничего до конца приема заявок. Ну, от силы они до конца недели этот прием могут продлить, не больше. Остается последняя возможность вскочить на подножку последнего вагона трогающегося уже поезда. И если у вас есть пишущие или поющие молодые люди от 18 до 30 - милости просим! Берите их за шкирку и засовывайте в этот самый последний вагон.
Фестиваль нового слова РАВНОДЕНСТВИЕ XVII - это группа в ВК, где вся самая оперативная информация и все нужные документы.
Это - форма заявки, которую уже вчера стоило отправить.
Ну а это - контакты руководства:
Руководитель проекта - Даниил Гетьман +7 912 786 11 25
Куратор по работе с участниками Екатерина Суменкова +7 919 456 50 46
Ну а сам я там точно буду.