Найти тему

"Важно помнить. Быть причастным" - репортаж с танцевального спектакля

Когда ты посещал выставки, картинные галереи, музеи, тебе казалось, что некоторые полотна выглядят как живые? Словно девушка вот-вот да протянет персик со стола или же пейзажи Шишкина с распростёртыми объятиями впустят тебя в свои просторы? Давай на секунду представим, что это возможно. Точнее, давай поверим, что это - реальность.

Текст: Анастасия Витюкова. Фото: А. Витюкова, Татьяна Мелкозёрова, Ева Высоцкая.

Я посетила танцевальный спектакль “Галерея оживших полотен”, сыгранный студентами 4 курса Екатеринбургского государственного театрального института (ЕГТИ). Сейчас, на период выхода статьи, ребята уже выпустились, поэтому мы окунёмся в прошлое, в котором ребята выступали на сцене Учебного театра ЕГТИ ещё студентами.

Будучи незаметным наблюдателем, я следила за всеми действиями, которые происходили на сцене, из-за кулис. Со мной был мой фотоаппарат. Я пробыла там целый день, начиная с прогона спектакля, погрузилась в процесс, пообщалась с артистами и почувствовала, каково это, быть целый день на сцене.

В ожидании за кулисами. Фотограф: А. Витюкова.
В ожидании за кулисами. Фотограф: А. Витюкова.

Всё началось с музыки. Спектакль оказался одним из тех, где в едином танце сплелись не только выступающие, но и направления искусства: прямо на ваших глазах танцем пишется картина, лицами и состоянием играются роли, а музыка здесь не просто фон, а та деталь, которая сумела ёмко передать чувства и эмоции при просмотре спектакля и погрузить в сюжеты картин.

Екатерина Ермохина, артистка драматического театра и кино (ЕГТИ, выпуск 2022, мастерская В.И. Марченко):

“На нашей специальности нужно сдавать госэкзамен по танцу, и педагоги превращают это в полноценные спектакли. При этом каждый работает в своём направлении - у нас получился стиль современного танца: перформанс, контемпорари и всё, что с этим связано.

Наш режиссёр, хореограф и педагог Юлия Михайловна Богуш уже пробовала экспериментировать с оживлением картин в танце. Ближе к декабрю 4 курса она поделилась с нами концепцией. Саму идею мы приняли очень радостно, хоть и испугались сначала предметов с потолка [смеётся]”.

Портрет Екатерины. Фотограф: Т. Мелкозёрова.
Портрет Екатерины. Фотограф: Т. Мелкозёрова.

Зрители могли наблюдать за действиями на сцене, но не менее бурная и активная работа в эту же секунду, когда начался спектакль, кипела за кулисами: успеть переодеться на следующий номер, аккуратно спустить либо поднять реквизит на верёвке и вместе с этим помнить про свою роль, отбросив суетливость и волнение.

Екатерина:

“Это был наш первый спектакль на большой сцене Учебного театра. Мы мало себе представляли, что там, было даже страшно, но как-то быстро сориентировались. У нас были конфликты с администрацией института, и из-за неутешительной репутации нам мало чего выдавали из реквизита, редко финансировали, так что всё воздвигали своими усилиями. И нашли мы всё быстро, к 4 курсу этот навык уже развился [улыбается]”.

В спектакле использовались предметы, которые держались на тросах и привязывались к штанкету, поднимаясь под потолок и спускаясь, когда необходимо. Фотограф: А. Витюкова.
В спектакле использовались предметы, которые держались на тросах и привязывались к штанкету, поднимаясь под потолок и спускаясь, когда необходимо. Фотограф: А. Витюкова.

Все картины, которые показали актёры, были написаны художниками XX века. Период прошлого столетия оставил о себе память как противоречивая эпоха: разрушительная, с одной стороны, и созидательная - с другой. Идеи, которые приходили в головы творцам прошлого, не перестают будоражить в сердцах неизгладимые впечатления, сохраняя внутри каждого из нас образы минувшего столетия, которое пугает, наполняет, притягивает, а потом отталкивает, но вечно и постоянно - вдохновляет.

Екатерина:

“Мы показали картины импрессионистов. Про них раньше говорили, что они предавали вечное в обмен на минутное, но на самом деле это не так. Любое искусство важно. Оно оставляет свой след.

Художники XX века подарили миру очень много знаменитых картин. Мы хотели этим спектаклем показать, что живопись намного глубже, чем кажется. Не зря “Мона Лиза” много веков гипнотизирует сотни посетителей...каждый находит что-то своё, и, вот, мы показали свои вариации”.

В свои работы художники вложили собственный замысел с помощью красок, карандашей и других инструментов. Искусство позволяет взглянуть на ту или иную картину по-своему, вот и артисты попробовали передать собственное видение. Пока они танцевали, я пыталась вникнуть в посыл каждого танца и уже на подсознательном уровне ждала, когда ребята встанут в финальную связку. Ведь именно она в каждом номере была прямой отсылкой к картине, тому, как на ней изображены люди и фигуры.

Оказалось, что картины правда могут быть живыми. Но для этого актёрам пришлось постараться.

Екатерина:

“Сначала был более технический этап, зубрёжка, когда это всё нужно было просто учить. Мы адски уставали, потому что у нас тогда были и другие спектакли, лекции, экзамены. Мы репетировали по 6 часов. На одной из самых долгих репетиций мы репетировали 4 часа без остановки. Мы умеем терпеть [смеётся]. Только превозмогая личностное можно получить что-то общее, ведь театр - дело коллективное, и только уже потом воздействовать на зрителя.

Но прежде мы выходим на площадку, чтобы поменять себя, поменять партнёра, и только уже потом мы меняем мир. Так нас учили.

Кадр со спектакля. Фотограф: А. Витюкова.
Кадр со спектакля. Фотограф: А. Витюкова.

В нашей мастерской принято работать этюдным методом, когда педагог задаёт общую тематику, описывает свои требования, а мы уже идём и делаем это домашнее задание. Конечно, большую часть танцевальных связок нам дала Юлия, потому что мы учимся на актёров, а не на хореографов.

Она вела у нас 4 года и всё в номере подбирала под каждого из нас. Юлия очень тонко прочувствовала нас самих и как людей, и как артистов. И как человек, и как режиссёр, и как педагог, она проделала огромную работу - раскрыла наши таланты. Это значимая педагогическая миссия. Каждый был на своём месте [говорит восторженно]. И, главное, танцевали все. Далеко не каждый из педагогов проделывает такую работу…Всегда же проще взять ребят с хорошей танцевальной базой, но Юлия заставляла пахать нас всех.

Вышло так, что актёрскую часть мы проделали самостоятельно, нас только направляли. Как это и должно быть. Поэтому у нас сложилось полноценное сотворчество. Было весело [смеётся]”.

Кадр со спектакля. Фотограф: А. Витюкова.
Кадр со спектакля. Фотограф: А. Витюкова.

В этом спектакле произошло настоящее перевоплощение. Наложение нескольких сфер: сценического мастерства и хореографии. И, конечно, музыки. Как без неё!

Екатерина:

Юлия узнала, что я разбираюсь в музыке, и я помогала ей с подбором. Когда нужно было что-то подкорректировать, убрать, добавить в музыке, это всё делала я. Последний танец - яркий пример. Сам трек идёт минут 10, а у нас танец шёл 15! Я не знаю, как я это сделала [хохочет]...театр - это мистика”.

Сюжет каждого номера был наполнен собственным смыслом. Были резкие переходы от одной сцены к другой. Вот, прямо сейчас ты проживаешь боль вместе с актёрами…а уже спустя несколько минут тебе хочется пуститься в пляс вместе с купчихой и отведать с ней плюшки. Если, конечно, купчиха тебя захочет угостить…

А ещё через несколько минут ты погружаешься в экзистенциальные рассуждения о том, что каждый из нас - современный Адам, который стремится к “запретному плоду”, чему-то притягательному и запретному…

Екатерина:

“Мы посвятили спектакль искусству и в конце вывели цитаты на экран. Мы сначала сами удивились, зачем так в лоб заявлять об идее, потому что стиль нашей мастерской - показывать замысел аккуратно…но потом, когда мы отдались танцу, растворились в музыке, я чувствовала себя частичкой чего-то большего, великого, то, к чему на самом деле нужно тянуться. И тогда мы поняли, что цитаты уместны.

Кадр со спектакля. Фотограф: А. Витюкова.
Кадр со спектакля. Фотограф: А. Витюкова.

Каждый танец давал возможность задуматься о многом, поэтому я могу сказать только одно: это восторг. Я очень люблю этот спектакль и дорожу им”.

Ребята оставались в своих образах до конца. Как настоящие актёры.

Искусство многогранно, и многое, о чём мы можем просто мечтать, с его помощью возможно реализовать наяву. Как минимум, за это стоит любить и ценить творчество.

Интернет-издание “Давай поговорим”, 2022.

#творчество #искусство #daily #театр #изобразительноеискусство #театральныйинститут #танец #импрессионизм #импрессионисты #художник