Выпуск №2
Девочка-девочка, гроб на колесиках выехал с кладбища, твою квартиру ищет…
Кто не знает Пеннивайза? Пеннивайза знают все! А если кто-то все же его не знает, достаточно подождать несколько лет, и тогда эта психологическая травма обязательно к вам придет. Только не придет, а прискачет в танце, перепрыгивая с ноги на ногу - это у Пеннивайза танец такой.
Каждые 27 лет этот демон в образе клоуна возвращается на нашу планетку, чтобы несколько подсократить популяцию школьников. Питается он, кстати, не только телами незадачливо-любознательных детей, но и их страхами. Оттуда и способность приобретать разные формы, а-ля боггарт из вселенной Гарри Поттера.
Оно откусывает ноги-руки-голову, оно способно летать и увеличиваться в размере до гигантских масштабов. Оно найдет тебя и обязательно съест, перед этим испугав до смерти. А если все-таки не найдет, то обязательно вернется через 27 лет, когда ты, повзрослев, примешь все произошедшие с тобой события за сон. И тогда твой кошмар воплотиться в жизнь!
Страшно? Ну конечно, страшно! Роман “Оно” это идеально смонтированный роман, написанный королем ужасов Стивеном Кингом. Человеком, который всю жизнь только и занимался тем, что профессионально пугал людей буквами из книжек.
Я прямо вижу, как дети в школе на предметах по профориентации узнают, что можно тушить пожары, можно лечить людей, можно защищать права людей… А маленький Стивен сидит тихонечко, глазки горят, в тетрадочке рисунки второпях малюет и думает про себя: "Не хочу быть космонавтом, хочу быть королем! Королем ужасов!" И громко так хохочет, злодейским смехом: "му-ха-ха…"
У Стивена Эдвина Кинга получилось. За свою карьеру он подарил нам сюжеты "Темной Башни", "Сияния", "Кладбище домашних животных", одна только "Зелёная миля" чего стоит! А перечислил я сейчас только самые популярные экранизации.
Вернемся к ужасу “Оно”. Ходит слух, о том, что главный злодей Пеннивайз, был придуман под впечатлением о похождениях реального маньяка по имени Джон Уейн Гейси, который в образе клоуна, приманивал своих юных жертв. 33 тела приписывают реальному клоуну-убийце. И, согласитесь, такая деталь делает романы Кинга еще более страшными.
Но вот какая штука. Роман “Оно” это не история про монстра-убийцу, это история о кошмарах взросления. Понимаете?
Давайте на другом примере. Есть классный старых фильм “Мгла”, это по повести “Туман” все того же Кинга. Если вкратце пересказать сюжет, то Отец и сын, фанатик, пара полицейских, старик-мудрец и безликая толпа оказались заперты в супермаркете, потому что на их маленький городок опустился крутейший туман. А еще в этом тумане живут и хотят кушать монстры.
Фильм "Мгла" не о том, как люди выживают в условиях тумано-апокалипсиса. Он о том, как ведет себя человек в критической ситуации анархии. Что на самом деле мы не такие уж и цивилизованные, что на самом деле человек человеку не друг вовсе, что даже самые прочные скрепы общества забываются, когда на тебя летит комар размером с кошку. А в супермаркете, представьте себе ни одного баллончика дихлофоса…
Я это все вот к чему: книги Кинга это всегда социальный эксперимент. Он сам говорит: “Чудовища и призраки существуют. Они живут внутри нас и иногда побеждают.”
Фраза красивая, но коммерческая.
А знаете, где найти истории, которые по-настоящему заставляют стыть кровь в жилах? Истории, в которых нет никакого второго дна, одна бессмысленная жестокость, и жестокая бессмысленность. Истории, которые придумали не писатели, а простые дети… Правильно, все эти истории живут в детских лагерях. О, этот кладезь литературы ужасов. Страшилки, только называются страшилками, хотя по факту, напугали бы самого Пеннивайза, который с фразой: “Ну, Россия, ну, погоди!”, не вернулся бы ни через 27 лет, ни через когда-либо еще.
Вот сейчас мы и пощекочем себе нервы воспоминаниями о прошедшем детстве, в котором были тамогочи, футбол, дискотеки, столовка с пятиразовым питанием, девчонки с косичками и… повар без головы… страшилки из детского лагеря в подкасте “Байки Турова”.
На окраине маленького городка стоял старый дом. Говорили, что в этом доме когда-то жила старуха ведьма. Она воровала детей и ела их. Но это было давно и дом теперь заброшен. Только иногда по ночам в нем загораются все окна, будто кто-то все-еще ходит там, внутри. Трое детей решили посмотреть на того, кто не боится этой старой избы. Они пошли к дому на окраине города. В окнах горел свет, а по стенам гуляла чья-то тень. Дети зашли внутрь, и дверь за ними со скрипом захлопнулась. Голос из ниоткуда прошептал: вы никогда отсюда не выберетесь!
Вдруг, комнату начала заполнять вода. Она текла прямо из под крыши и была холодной и вонючей. Один мальчик утонул, но двое смогли отпереть дверь, ведущую в следующую комнату. Сделав там пару шагов, девочка провалилась сквозь деревянный пол. Ее крик совсем недолго был слышен. Последний мальчик протиснулся в следующую комнату. В ней, прямо из стены появился огромный кухонный нож. Он поранил мальчика в ногу, но тот все равно сумел выпрыгнуть в окно.
Когда мальчик вернулся домой и рассказал обо всем родителям, те с соседями пошли искать детей. Но когда они подошли к дому на окраине города, то ни света в окнах, ни детей не было. Этой же ночью старый дом сгорел…
Вот о чем эта история? О том, что не ходите дети в Африку гулять?! Вы заметили, что герои русских страшилок всегда отважно реагируют на странности и считают своим долгом от этих странностей умереть. Обязательно умереть! Смерть в страшилках, это не столько наказание за непослушание, сколько избавление от страданий. Представьте на секунду, каково жить тому оставшемуся мальчику. Его душа и нога получили травму на всю жизнь!
И почему всем героям страшилок так уж и не спится ночью? Я вспоминаю себя и друзей в детском лагере, так мы засыпали, как волнистые попугайчики - свет выключили, значит выключили и сознание. После целого дня бега по территории лагеря, после киноклуба, игрового клуба (это где в приставку рубиться можно было), после футбола, пионербола, прочего бола, после того, как твой дежурный отряд подмел все асфальтовые дорожки в лагере, ночью уже ничего, кроме сна и не хочется.
Это потом, когда мы подросли, ночью вспоминали девчонок из соседнего отряда, но в том возрасте уже никто страшилки не травит.
Вот еще одна история.
Однажды родители захотели подарить своей дочке на День Рождения картину. Приходят в магазин, а там картины все закончились. Приходят в другой - та же ситуация. И вот в последнем магазине, где за кассой стояла старая и страшная продавщица, на прилавке стояла одна единственная картина. Продавщица отдала ее со скидкой и вечером того же дня, картину подарили девочке. Ночью девочка начала задыхаться. Она проснулась от того, что чьи-то руки давят ей на шею. Девочка закричала, и в комнату прибежали родители. Они увидели, как руки, которые тянуться через всю комнату от новой картины душат их дочку. Папа схватил топор и отрубил обе руки.
На следующий день, родители принесли картину обратно продавщице, а у страшной старухи руки были перебинтованы. Отец бросил в нее картину, а мать перекрестила ее. Тогда картина и старуха вспыхнули, и магазин в тот день сгорел…
Вот я бы, после такой страшилки на ночь, ушел бы из художки. Даже Оскар Уайльд в своем романе “Портрет Дориана Грея” не так пугает. Хотя там из картины тоже пакость всякая лезла, и тоже картину сжечь пришлось в финале…
Свое же счастливое детство я провел в славном лагере имени Зои Космодемьянской город Верхняя Салда. Ныне лагерь закрыт, как аварийный, но в далеких двухтысячных, это была территория взросления. Сосны и шишки под ногами, морковная запеканка на завтрак и дежурство в столовой. На пачку печенья можно было сыграть в настольный теннис или на приставке в Мортал Комбат.
Лагерь уже тогда был старым, и, конечно, оброс целым фольклором страшилок, над качеством и количеством которых трудились не только вожатые, но и сами дети.
Конечно же по ночам в лагере бродил туда-сюда призрак Зои Космодемьянской. Конечно же, в избушке сторожа свет по ночам горит, потому что он доедает детей с предыдущей смены. И, конечно же, за забор лагеря заходить нельзя, потому что там болото, в котором уже утонула целая вереница детей, не желающих веселиться внутри лагеря.
Хотя призраками были вожатые, возвращавшиеся с ночной планерки, сторож не спал по ночам, потому что пил. А через забор ребята из старших отрядов перепрыгивали чуть ли не каждую ночь, чтобы со своими “городскими” друзьями выпить пива и покататься на четырке по ночному лесу.
Еще в этом лагере были такие туалеты, которые знакомы всем россиянам. Та самая дыра в полу и, соответственно, в мозгах строителей детского лагеря. Отверстие в бетонном полу было такого размера, будто инженер предполагал парное посещение, а то и ансамбль. И, поскольку провалится в такую дыру мог даже взрослый человек, через диаметр была проложена крест на крест арматура. Зачем? - одному СССР известно.
Естественно, что среди ребят гуляла легенда о том, что арматуру эту установили в туалете после того, как один незадачливый пионер ночью пошел нужду справить и не справился. А с утра, когда вожатые не досчитались одного, было принято решение не искать утопца, а заварить его решеткой. Видать, чтоб родителям не пожаловался.
Туалет не единственное страшное помещение в детском лагере. У нас, например, была еще старая столовая, которая настолько развалилась, что пришлось построить новую, а в этом посещении устроить склад.
Говорят, что в старой столовой раньше работал повар. Он очень не любил детей, а готовить для них еду приходилось за деньги. Однажды ночью, девчонки решили накрасить ногти красным лаком, чтоб красиво было, а на утро одна из них пропала. Вечером того же дня, один пионер на ужин ел пирожок с мясом. Вдруг, ему что-то твердое попалось на зуб. Он достал изо рта кусочек, а это оказался ноготь с красным лаком! Дети поняли, куда пропала девочка. Они договорились и ночью отправились в столовую. Там они напали на повара толпой, чтобы отомстить, и отрезали ему голову. С тех самых пор, здание стоит заброшенным, но по ночам иногда можно увидеть, как в окошке проходит призрак повара без головы…
Получается, что без головы какое-то время бежать может не только курица…
А помните, как правильно вызывать Пиковую Даму или Гномика-Матершинника? Это ведь тоже детский фольклор.
Я думаю, что Орен Пели, это который сценарист и режиссер культового фильма “Паранормальное явление” черпал вдохновение именно из таких вот вызываний.
Помню, что вызывать можно было еще и Белую Карету. Нет, не ту, про которую группа “Ноль” поет, а какую-то другую. Зачем мы ее вызывали, ума не приложу, но делается это правильно так:
Нужно вертикально положить на губы белую нитку, встать перед зеркалом в профиль и трижды прошептать: Белая карета, приди! И, если нитка после этого затрясется, значит сработало! Она тряслась, и от страха перед неизвестным и от дыхания из под носа. Только самой белой кареты не припомню.
В советском союзе были даже целые энциклопедии, которые изучали так называемую “детскую магию”, это как раз всевозможные страшилки и вызывания. Представляете? Детская магия! Волан де Морту бы пригодился преподаватель по защите от детской магии…
Вы только задумайтесь! В стране, которая долгое время была языческой, и была в тесном сотрудничестве с русалками, домовыми, водяными и прочим, до сих пор сохраняется язычество на простом, народном и даже детском уровне культуры! Мы, конечно, поставим свечку за упокой в церквушке, но если соль просыпать… о-о-о, целый ритуальный танец начинается. И сплюнуть, и на одной ноге попрыгать, и постучать по дереву, а если нету, то по голове, звук-то одинаковый, чертик не заметит разницы, и чего-нибудь через левое плечо бросить нужно… и все это нужно сделать только потому, что у тебя ручки из чресел растут…
Рассказываю реальную историю:
Переезжает семья, и дочка берет маленькую такую сумочку, раскрывает ее и кладет посередине гостиной. Дальше она какое-то время помогает собирать вещи, занимается прочими делами, а через минут пять, подбирает сумочку, аккуратно так, будто она и не пустая вовсе, застегивает и бережно вешает на груди. Родители с пониманием того, что ребенку свойственно играться, отреагировали на сумку спокойно, но все же спросили с улыбкой, что в ней и зачем был нужен этот ритуальчик?
Девочка, улыбаясь как и родители, ответила, что когда положила раскрытую сумку, то попросила домового в нее залезть.
"Раз уж мы переезжаем, нужно и его с собой взять, а то кто будет нас охранять. Тут он, сидит тихонечко. Как приедем, я его аккуратно распакую, и будем мы жить с нашим домовым."
Улыбки у родителей уже не было. Их дочь настолько уверенно и аргументированно объяснила свой поступок, что им показалось величайшей глупостью, что они сами не позвали домового с собой.
Или, когда мы скрещиваем пальцы на удачу. Или когда мы скрещиваем пальцы за спиной, чтобы иметь юридическое право соврать. Или когда мы говорим: "Чур меня!"
Вы же понимаете, что это буквально заклинание? Говоря "чур меня" или "чур не меня" мы как бы защищаем себя от чего-то. И у окружающих эта фраза пользуется реальным весом!
Друзья кричат: кто пойдет за пивом, без пятнадцати одиннадцать уже! Ты отвечаешь: "чур, не я!" - и все! Ты никому и ничего не должен!
Верховный судья Российской Федерации зачитывает: Суд приговаривает к расстрелу, повешанью и пожизненному заключению… Подсудимый успевает вставить: чур не меня! И судья такой: ах, он знает секретную лазейку! Вот черт! Ой!
А черта поминать нельзя, так что судья начинает прыгать на одной ноге, сплевывать через плечо и стучать судейским молотком по дереву…
Страшилки и всяческие суеверия в России как бунт - бессмысленны и беспощадны. Но это на первый взгляд. На самом деле они мало того, что несут в себе колоссальный пласт национальной культуры, так они еще и учат нас правильному отношению к страшным реалиям этого мира.
Вот последняя байка на сегодня:
Один мальчик заметил, что ночью его сестра куда-то уходит и так странно, будто во сне. Он поспешил за ней и останавливать ее не стал. Девочка сонно шла по темным улицам города, а мальчик боялся ее потревожить. И вот пришли они к старому кладбищу, а там в самом центре черный гроб стоит. Девочка легла в него, а спустя пару минут обратно выкарабкалась. Мальчику стало интересно и он тоже решил в гробу полежать. И тогда девочка захлопнула крышку гроба и заколотила ее серебряными гвоздями. Мальчик кричит: Сестричка, сестричка, выпусти меня! А девочка ничего не слышит и закопала гроб.
Наутро она, конечно, ничего не помнила и вышла замуж за негра. А мальчик умер, наверное. Вот.
Юмор, вот то немногое, что помогает нам справляться со страхами реального мира. И страшилки в детстве - это репетиция взрослой жизни в историях.
Надеюсь, что детские страшилки не запретят на законодательном уровне, как контент, причиняющий вред их здоровью и развитию. Тьфу-тьфу-тьфу!
Подписывайтесь на канал Яндекс.Дзен, вступайте в группу VK "Байки Турова" / Подкаст
Загляните в одноименный Telegram-канал
Ищите выпуски подкаста в Яндекс.Музыке. Новая статья через неделю, всем большое спасибо и всем большой пока!