Найти тему

Страшилки

vk.com/turov_bayki
vk.com/turov_bayki

Выпуск №2

Девочка-девочка, гроб на колесиках выехал с кладбища, твою квартиру ищет…
Переднеприводный?
Переднеприводный?

Кто не знает Пеннивайза? Пеннивайза знают все! А если кто-то все же его не знает, достаточно подождать несколько лет, и тогда эта психологическая травма обязательно к вам придет. Только не придет, а прискачет в танце, перепрыгивая с ноги на ногу - это у Пеннивайза танец такой.

Пеннивайз.
Пеннивайз.

Каждые 27 лет этот демон в образе клоуна возвращается на нашу планетку, чтобы несколько подсократить популяцию школьников. Питается он, кстати, не только телами незадачливо-любознательных детей, но и их страхами. Оттуда и способность приобретать разные формы, а-ля боггарт из вселенной Гарри Поттера.

Оно откусывает ноги-руки-голову, оно способно летать и увеличиваться в размере до гигантских масштабов. Оно найдет тебя и обязательно съест, перед этим испугав до смерти. А если все-таки не найдет, то обязательно вернется через 27 лет, когда ты, повзрослев, примешь все произошедшие с тобой события за сон. И тогда твой кошмар воплотиться в жизнь!

Страшно? Ну конечно, страшно! Роман “Оно” это идеально смонтированный роман, написанный королем ужасов Стивеном Кингом. Человеком, который всю жизнь только и занимался тем, что профессионально пугал людей буквами из книжек.

Король ужасов Стивен Кинг
Король ужасов Стивен Кинг

Я прямо вижу, как дети в школе на предметах по профориентации узнают, что можно тушить пожары, можно лечить людей, можно защищать права людей… А маленький Стивен сидит тихонечко, глазки горят, в тетрадочке рисунки второпях малюет и думает про себя: "Не хочу быть космонавтом, хочу быть королем! Королем ужасов!" И громко так хохочет, злодейским смехом: "му-ха-ха…"

У Стивена Эдвина Кинга получилось. За свою карьеру он подарил нам сюжеты "Темной Башни", "Сияния", "Кладбище домашних животных", одна только "Зелёная миля" чего стоит! А перечислил я сейчас только самые популярные экранизации.

Вернемся к ужасу “Оно”. Ходит слух, о том, что главный злодей Пеннивайз, был придуман под впечатлением о похождениях реального маньяка по имени Джон Уейн Гейси, который в образе клоуна, приманивал своих юных жертв. 33 тела приписывают реальному клоуну-убийце. И, согласитесь, такая деталь делает романы Кинга еще более страшными.

Но вот какая штука. Роман “Оно” это не история про монстра-убийцу, это история о кошмарах взросления. Понимаете?

Кадр из фильма "Мгла".
Кадр из фильма "Мгла".

Давайте на другом примере. Есть классный старых фильм “Мгла”, это по повести “Туман” все того же Кинга. Если вкратце пересказать сюжет, то Отец и сын, фанатик, пара полицейских, старик-мудрец и безликая толпа оказались заперты в супермаркете, потому что на их маленький городок опустился крутейший туман. А еще в этом тумане живут и хотят кушать монстры.

Фильм "Мгла" не о том, как люди выживают в условиях тумано-апокалипсиса. Он о том, как ведет себя человек в критической ситуации анархии. Что на самом деле мы не такие уж и цивилизованные, что на самом деле человек человеку не друг вовсе, что даже самые прочные скрепы общества забываются, когда на тебя летит комар размером с кошку. А в супермаркете, представьте себе ни одного баллончика дихлофоса…

Кадр из фильма "Мгла".
Кадр из фильма "Мгла".
Я это все вот к чему: книги Кинга это всегда социальный эксперимент. Он сам говорит: “Чудовища и призраки существуют. Они живут внутри нас и иногда побеждают.”
Фраза красивая, но коммерческая.

А знаете, где найти истории, которые по-настоящему заставляют стыть кровь в жилах? Истории, в которых нет никакого второго дна, одна бессмысленная жестокость, и жестокая бессмысленность. Истории, которые придумали не писатели, а простые дети… Правильно, все эти истории живут в детских лагерях. О, этот кладезь литературы ужасов. Страшилки, только называются страшилками, хотя по факту, напугали бы самого Пеннивайза, который с фразой: “Ну, Россия, ну, погоди!”, не вернулся бы ни через 27 лет, ни через когда-либо еще.

Вот сейчас мы и пощекочем себе нервы воспоминаниями о прошедшем детстве, в котором были тамогочи, футбол, дискотеки, столовка с пятиразовым питанием, девчонки с косичками и… повар без головы… страшилки из детского лагеря в подкасте “Байки Турова”.

Детские страшилки.
Детские страшилки.

На окраине маленького городка стоял старый дом. Говорили, что в этом доме когда-то жила старуха ведьма. Она воровала детей и ела их. Но это было давно и дом теперь заброшен. Только иногда по ночам в нем загораются все окна, будто кто-то все-еще ходит там, внутри. Трое детей решили посмотреть на того, кто не боится этой старой избы. Они пошли к дому на окраине города. В окнах горел свет, а по стенам гуляла чья-то тень. Дети зашли внутрь, и дверь за ними со скрипом захлопнулась. Голос из ниоткуда прошептал: вы никогда отсюда не выберетесь!

Вдруг, комнату начала заполнять вода. Она текла прямо из под крыши и была холодной и вонючей. Один мальчик утонул, но двое смогли отпереть дверь, ведущую в следующую комнату. Сделав там пару шагов, девочка провалилась сквозь деревянный пол. Ее крик совсем недолго был слышен. Последний мальчик протиснулся в следующую комнату. В ней, прямо из стены появился огромный кухонный нож. Он поранил мальчика в ногу, но тот все равно сумел выпрыгнуть в окно.

Когда мальчик вернулся домой и рассказал обо всем родителям, те с соседями пошли искать детей. Но когда они подошли к дому на окраине города, то ни света в окнах, ни детей не было. Этой же ночью старый дом сгорел…

В новостях довольно часто рассказывают о сгоревших ночью старых домах. Зато потом на этом месте возникает стройка.
В новостях довольно часто рассказывают о сгоревших ночью старых домах. Зато потом на этом месте возникает стройка.

Вот о чем эта история? О том, что не ходите дети в Африку гулять?! Вы заметили, что герои русских страшилок всегда отважно реагируют на странности и считают своим долгом от этих странностей умереть. Обязательно умереть! Смерть в страшилках, это не столько наказание за непослушание, сколько избавление от страданий. Представьте на секунду, каково жить тому оставшемуся мальчику. Его душа и нога получили травму на всю жизнь!

И почему всем героям страшилок так уж и не спится ночью? Я вспоминаю себя и друзей в детском лагере, так мы засыпали, как волнистые попугайчики - свет выключили, значит выключили и сознание. После целого дня бега по территории лагеря, после киноклуба, игрового клуба (это где в приставку рубиться можно было), после футбола, пионербола, прочего бола, после того, как твой дежурный отряд подмел все асфальтовые дорожки в лагере, ночью уже ничего, кроме сна и не хочется.

Это потом, когда мы подросли, ночью вспоминали девчонок из соседнего отряда, но в том возрасте уже никто страшилки не травит.

Вот еще одна история.

Чем дольше смотришь - тем страшней!
Чем дольше смотришь - тем страшней!

Однажды родители захотели подарить своей дочке на День Рождения картину. Приходят в магазин, а там картины все закончились. Приходят в другой - та же ситуация. И вот в последнем магазине, где за кассой стояла старая и страшная продавщица, на прилавке стояла одна единственная картина. Продавщица отдала ее со скидкой и вечером того же дня, картину подарили девочке. Ночью девочка начала задыхаться. Она проснулась от того, что чьи-то руки давят ей на шею. Девочка закричала, и в комнату прибежали родители. Они увидели, как руки, которые тянуться через всю комнату от новой картины душат их дочку. Папа схватил топор и отрубил обе руки.

На следующий день, родители принесли картину обратно продавщице, а у страшной старухи руки были перебинтованы. Отец бросил в нее картину, а мать перекрестила ее. Тогда картина и старуха вспыхнули, и магазин в тот день сгорел…

Вот я бы, после такой страшилки на ночь, ушел бы из художки. Даже Оскар Уайльд в своем романе “Портрет Дориана Грея” не так пугает. Хотя там из картины тоже пакость всякая лезла, и тоже картину сжечь пришлось в финале…

Кадр из фильма "Портрет Дориана Грея".
Кадр из фильма "Портрет Дориана Грея".

Свое же счастливое детство я провел в славном лагере имени Зои Космодемьянской город Верхняя Салда. Ныне лагерь закрыт, как аварийный, но в далеких двухтысячных, это была территория взросления. Сосны и шишки под ногами, морковная запеканка на завтрак и дежурство в столовой. На пачку печенья можно было сыграть в настольный теннис или на приставке в Мортал Комбат.

Лагерь уже тогда был старым, и, конечно, оброс целым фольклором страшилок, над качеством и количеством которых трудились не только вожатые, но и сами дети.

Конечно же по ночам в лагере бродил туда-сюда призрак Зои Космодемьянской. Конечно же, в избушке сторожа свет по ночам горит, потому что он доедает детей с предыдущей смены. И, конечно же, за забор лагеря заходить нельзя, потому что там болото, в котором уже утонула целая вереница детей, не желающих веселиться внутри лагеря.

Хотя призраками были вожатые, возвращавшиеся с ночной планерки, сторож не спал по ночам, потому что пил. А через забор ребята из старших отрядов перепрыгивали чуть ли не каждую ночь, чтобы со своими “городскими” друзьями выпить пива и покататься на четырке по ночному лесу.

«Somebody once told me»
«Somebody once told me»

Еще в этом лагере были такие туалеты, которые знакомы всем россиянам. Та самая дыра в полу и, соответственно, в мозгах строителей детского лагеря. Отверстие в бетонном полу было такого размера, будто инженер предполагал парное посещение, а то и ансамбль. И, поскольку провалится в такую дыру мог даже взрослый человек, через диаметр была проложена крест на крест арматура. Зачем? - одному СССР известно.

Естественно, что среди ребят гуляла легенда о том, что арматуру эту установили в туалете после того, как один незадачливый пионер ночью пошел нужду справить и не справился. А с утра, когда вожатые не досчитались одного, было принято решение не искать утопца, а заварить его решеткой. Видать, чтоб родителям не пожаловался.

Туалет не единственное страшное помещение в детском лагере. У нас, например, была еще старая столовая, которая настолько развалилась, что пришлось построить новую, а в этом посещении устроить склад.

Как вы понимаете, администрация лагеря сама напрашивается на новую страшилку. Ну, пожалуйста!
Как вы понимаете, администрация лагеря сама напрашивается на новую страшилку. Ну, пожалуйста!

Говорят, что в старой столовой раньше работал повар. Он очень не любил детей, а готовить для них еду приходилось за деньги. Однажды ночью, девчонки решили накрасить ногти красным лаком, чтоб красиво было, а на утро одна из них пропала. Вечером того же дня, один пионер на ужин ел пирожок с мясом. Вдруг, ему что-то твердое попалось на зуб. Он достал изо рта кусочек, а это оказался ноготь с красным лаком! Дети поняли, куда пропала девочка. Они договорились и ночью отправились в столовую. Там они напали на повара толпой, чтобы отомстить, и отрезали ему голову. С тех самых пор, здание стоит заброшенным, но по ночам иногда можно увидеть, как в окошке проходит призрак повара без головы…

Получается, что без головы какое-то время бежать может не только курица…

Матный гном.
Матный гном.

А помните, как правильно вызывать Пиковую Даму или Гномика-Матершинника? Это ведь тоже детский фольклор.

Я думаю, что Орен Пели, это который сценарист и режиссер культового фильма “Паранормальное явление” черпал вдохновение именно из таких вот вызываний.

Помню, что вызывать можно было еще и Белую Карету. Нет, не ту, про которую группа “Ноль” поет, а какую-то другую. Зачем мы ее вызывали, ума не приложу, но делается это правильно так:

Белая карета, приди!
Белая карета, приди!

Нужно вертикально положить на губы белую нитку, встать перед зеркалом в профиль и трижды прошептать: Белая карета, приди! И, если нитка после этого затрясется, значит сработало! Она тряслась, и от страха перед неизвестным и от дыхания из под носа. Только самой белой кареты не припомню.

В советском союзе были даже целые энциклопедии, которые изучали так называемую “детскую магию”, это как раз всевозможные страшилки и вызывания. Представляете? Детская магия! Волан де Морту бы пригодился преподаватель по защите от детской магии…

Вы только задумайтесь! В стране, которая долгое время была языческой, и была в тесном сотрудничестве с русалками, домовыми, водяными и прочим, до сих пор сохраняется язычество на простом, народном и даже детском уровне культуры! Мы, конечно, поставим свечку за упокой в церквушке, но если соль просыпать… о-о-о, целый ритуальный танец начинается. И сплюнуть, и на одной ноге попрыгать, и постучать по дереву, а если нету, то по голове, звук-то одинаковый, чертик не заметит разницы, и чего-нибудь через левое плечо бросить нужно… и все это нужно сделать только потому, что у тебя ручки из чресел растут…

Домовой.
Домовой.

Рассказываю реальную историю:

Переезжает семья, и дочка берет маленькую такую сумочку, раскрывает ее и кладет посередине гостиной. Дальше она какое-то время помогает собирать вещи, занимается прочими делами, а через минут пять, подбирает сумочку, аккуратно так, будто она и не пустая вовсе, застегивает и бережно вешает на груди. Родители с пониманием того, что ребенку свойственно играться, отреагировали на сумку спокойно, но все же спросили с улыбкой, что в ней и зачем был нужен этот ритуальчик?

Девочка, улыбаясь как и родители, ответила, что когда положила раскрытую сумку, то попросила домового в нее залезть.

"Раз уж мы переезжаем, нужно и его с собой взять, а то кто будет нас охранять. Тут он, сидит тихонечко. Как приедем, я его аккуратно распакую, и будем мы жить с нашим домовым."

Улыбки у родителей уже не было. Их дочь настолько уверенно и аргументированно объяснила свой поступок, что им показалось величайшей глупостью, что они сами не позвали домового с собой.

Сработало хоть раз?
Сработало хоть раз?

Или, когда мы скрещиваем пальцы на удачу. Или когда мы скрещиваем пальцы за спиной, чтобы иметь юридическое право соврать. Или когда мы говорим: "Чур меня!"

Вы же понимаете, что это буквально заклинание? Говоря "чур меня" или "чур не меня" мы как бы защищаем себя от чего-то. И у окружающих эта фраза пользуется реальным весом!

Друзья кричат: кто пойдет за пивом, без пятнадцати одиннадцать уже! Ты отвечаешь: "чур, не я!" - и все! Ты никому и ничего не должен!

Верховный судья Российской Федерации зачитывает: Суд приговаривает к расстрелу, повешанью и пожизненному заключению… Подсудимый успевает вставить: чур не меня! И судья такой: ах, он знает секретную лазейку! Вот черт! Ой!

А черта поминать нельзя, так что судья начинает прыгать на одной ноге, сплевывать через плечо и стучать судейским молотком по дереву…

Страшилки и всяческие суеверия в России как бунт - бессмысленны и беспощадны. Но это на первый взгляд. На самом деле они мало того, что несут в себе колоссальный пласт национальной культуры, так они еще и учат нас правильному отношению к страшным реалиям этого мира.

Вот последняя байка на сегодня:

Старое кладбище.
Старое кладбище.

Один мальчик заметил, что ночью его сестра куда-то уходит и так странно, будто во сне. Он поспешил за ней и останавливать ее не стал. Девочка сонно шла по темным улицам города, а мальчик боялся ее потревожить. И вот пришли они к старому кладбищу, а там в самом центре черный гроб стоит. Девочка легла в него, а спустя пару минут обратно выкарабкалась. Мальчику стало интересно и он тоже решил в гробу полежать. И тогда девочка захлопнула крышку гроба и заколотила ее серебряными гвоздями. Мальчик кричит: Сестричка, сестричка, выпусти меня! А девочка ничего не слышит и закопала гроб.

Наутро она, конечно, ничего не помнила и вышла замуж за негра. А мальчик умер, наверное. Вот.

Юмор, вот то немногое, что помогает нам справляться со страхами реального мира. И страшилки в детстве - это репетиция взрослой жизни в историях.

Надеюсь, что детские страшилки не запретят на законодательном уровне, как контент, причиняющий вред их здоровью и развитию. Тьфу-тьфу-тьфу!

Подписывайтесь на канал Яндекс.Дзен, вступайте в группу VK "Байки Турова" / Подкаст

Загляните в одноименный Telegram-канал

Ищите выпуски подкаста в Яндекс.Музыке. Новая статья через неделю, всем большое спасибо и всем большой пока!