[Листая свои старые заметки, встретил одну занятную неопубликованную, ей примерно года два, и не сказать, что поднимаемые в ней темы, являются животрепещущими, мы меняемся и вместе с нами меняется область наших первоочередных интересов, но в ней есть довольно занимательные и, вероятно, актуальные для кого-то мысли, поэтому представляю её вашему вниманию].
▪️ А они всё пилили и пилили...
А они всё пилили и пилили японскими бензопилами брёвна, пилили и выпиливали деревянных чуров, бормоча себе в усы велеславские шепотки...
Не может наш человек без поклонения куску древесины, никак... будь то икона, некромагические мощи в шкатулке или кумир.
Тысячу лет назад предок молился бревну или колесу, значит и я буду, и неважно, что на тот момент это тоже было новоделом, относительно другого более устаревшего и рудиментарного обряда.
И неважно, что 'божественную трансцендентность' нереально законсервировать локально в каком-то предмете или географическом месте, тем более в каком-то времени, например, глубоко в прошлом.
Такой вид религиозности материалистичен и поверхностен, всё там упирается в предметы культа, деревянные, каменные, костяные или плетённые артефакты, внешние наряды и антураж.
Но мало поменять рясу на рубаху и косплеить старых жрецов. Мало поменять литургию на лихой обряд в поволжской лесополосе. Сознание сделало маленький рывок, поняв что ближневосточный фольклор с их пустынным богом не имеет никакого отношения к аутентичным местным культам, но из одних рамок обусловленности они перешли в другие, 'родные' рамки.
Смысла от таких перестановок мало, если в сознании ты всё тот же машинальным образом мыслящий обыватель, что и раньше, только с новым именем типа Яробор, Кринжеслав или Берегиня.
Прикипел 'наш человек' за десятки веков душой и сердцем к тотальному упрощению и бездумному поклонению, сменил попа на жреца, при этом не оставив и шанса на реальное возрождение своих, родных культов.
Хлебом не корми, дай попоклоняться царю-батюшке-попу-старцу...
Поэтому так легко ряса иерея меняется на шафрановые индуистские простыни махараджа, а шафрановые простыни – на рубаху жреца, епитрахиль легко меняется на кусок ткани с родным этническим орнаментом, а архиерейский жезл на посох с вырезанным на нём коловратом.
Те же пасхальные яйца, вид сбоку.
Тысячи лет христианизации дают о себе знать, не помогают даже активные заигрывания и заимствования из универсального шаманизма или индуистских культов.
Это вообще забавный момент – конечно, зачем нам смотреть на северо-европейское соседнее язычество, они же чуждые нам, "немчура"! (привет антинорманская теория), то ли дело индийские брахманы! Но, с другой стороны, оно и понятно, потому что откуда ещё черпать основы традиции, своих же не сохранили, а с европейским язычеством (с которым, естественно, общего значительно больше) не сложилось исторически из-за конфликтов. Славянская идентичность во многом строится на противопоставлении себя 'чуждой немчуре'.
При этом многие идеи и образы перенимаются из скандинавского язычества, сама её эстетика, руны и т.д., и в то же время наши неоязычники с гордым видом открещиваются от этого очевидного влияния.
Если вы спросите меня, как определить и чем померить 'эффективность и профитность' традиции, то ответ будет следующим.
Если некое учение с его обрядами и практиками не делает вас более сознательным, если вы остаётесь всё тем же автоматизированным существом, которое не управляет (что характерно, и не пытается управлять) своими спонтанными мыслями, ассоциациями, эмоциями, не освобождается от пагубного эгрегориального ига, не 'творит свою волю', а просто поддерживает, напитывает новый эгрегор (и его лидеров), из одной крайности, перейдя в другую, то это пустое, ничего по существу не меняющее действие.
Конечно хорошо, когда человек созрел, понял первичный принцип созидания в своей жизни и выбрал свой путь, органичную ему традицию, избавившись от ограничивающей чужеродной системы, но это не великое свершение, это всего лишь маленький базовый первый шаг на пути становления.
В большинстве случаев изменяется лишь внешний образ обряда, крестик меняется на оберег, церковь – на полянку в лесу, но сама суть, то что вшито в сознание остаётся прежним.
Прежний подход, всё та же формула – "Прости меня грешного и дай чё-нибудь!."
Просто поклоняющийся высшей силе поклонник.
А чему или кому он поклоняется, по большому счету разницы нет, если при этом он остаётся всё тем же обусловленным машинальным винтиком, просто встроенным в новую систему.
Банальный этноцентризм, идеи богоизбранности народа, принцип "крови и почвы" (который, естественно, важен и уместен, но который никогда не являлся решающим фактором в вопросах становления личности или в объективном развитии самосознания народа).
В основном всё по верхам, заурядный неофитский популизм:
"братец Василий, ты уже богом избран, ты уже превосходишь все расы и народы, и не нужно ничего делать для развития, всё уже сделано до тебя, ты только обернись назад, проснись и преисполнись!"
А ещё очень забавны игры с этимологией слов, это уже давно стало мемом и настолько абсурдно, что не требует отдельного разговора, хотя для многих является фундаментом мировоззрения, на котором всё зиждется.
[Обычай – Орий Был Чай (так делал первопредок Орий (Арий)
Работать – Быть Рабом Тати. Рабом Врага.
Кострома – Костей Рода Мать.
Мечтатель – Меч Тати. Сворованный меч.
Самурай – с Амура Я.
Таможня – Там Можно. Переход границы в определенном месте.]
Ощущение, что эти и другие не менее мощные словесные концепции рождаются в глубоком алкогольном делирии, сложно представить, как что-то подобное можно выдать в трезвом рассудке.
Есть огромный и всё ещё не раскрытый потенциал в славянской культуре, но всё что мы можем видеть сейчас в большинстве случаев – это сообщества реконструкторов, скрестивших деревенское двоебожие, шаманизм, индийские культы со славянскими нарядами и наименованиями.
Выглядят всё это, мягко говоря, своеобразно.
Реконструкция не может быть живой традицией, духовной мистерией. Реконструкция может быть только реконструкцией, как хобби.
Было бы хорошо умерить эклектику (смешения самых разных учений в одном) в этих культах, понизить градус важности косплея, добавить вдумчивости, сделать акцент на развитии осознанного восприятия.
И, даст Бог, мы увидим подлинный ренессанс нашей родной культуры и благо, если застанем его при жизни. (Но это, как говорится, не точно).
И.Т. © Арканариум
Алхимия Сознания.
11 сентября 2022