Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Вслед за уходом американских компаний из Китая их доли отбираются европейскими гигантами

Немецкий BASF и швейцарская ABB открывают новые крупные заводы в Китае, а французский Airbus отбирает долю китайского рынка у Boeing. Громкие заголовки, такие как «США запрещают компаниям, занимающимся передовыми технологиями», строить объекты в Китае в течение десяти лет» и «Нулевая политика Китая в отношении Covid наносит ущерб его экономическим перспективам», отвлекают от более важных корпоративных новостей, поступающих из Китая. К активным действиям европейских концернов следует отнести начало производства на новом промышленном комплексе BASF в Чжаньцзяне и окончательный ввод в эксплуатацию современного робототехнического завода АВВ в Шанхае, крупные новые европейские инвестиции, которые противоречат тенденции «разъединения» США с Китаем.

6 сентября концерн BASF объявил об открытии первого завода на промышленном комплексе Zhanjiang Verbund в южной китайской провинции Гуандун. Завод рассчитан на производство 60 000 метрических тонн инженерных пластиков в год, в первую очередь, для поставок в китайскую автомобильную и электронную промышленность. Это повысит годовой объем производства инженерных пластиков BASF в Азиатско-Тихоокеанском регионе до 420 000 метрических тонн. Компания BASF со штаб-квартирой в Германии является крупнейшим в мире производителем химикатов.

Участок Zhanjiang Verbund имеет площадь около девяти квадратных километров, и ожидается, что к 2030 году общий объем инвестиций достигнет около 10 миллиардов евро. На сегодняшний день это будет крупнейшая иностранная инвестиция BASF и первый проект тяжелой химической промышленности в Китае. полностью принадлежать и управляться иностранной компанией. «Verbund» - это подход BASF к интегрированному производству. Как поясняется на веб-сайте компании, «движущий принцип концепции Verbund заключается в повышении ценности за счет эффективного использования ресурсов. На наших площадках Verbund интегрированы производственные предприятия, энергетические и материальные потоки, логистика и инфраструктура». «Система Verbund создает эффективные цепочки стоимости, которые простираются от основных химикатов до потребительских товаров. В этой системе химические процессы позволяют более эффективно использовать энергию, достигать более высоких выходов продукта и экономить ресурсы. Побочные продукты одного процесса используются в качестве исходных материалов для другого процесса. Таким образом, мы экономим сырье и энергию, минимизируем выбросы, сокращаем расходы на логистику и реализуем синергетический эффект».

В настоящее время BASF управляет шестью заводами Verbund — в Германии, Бельгии, Техасе, Луизиане, Малайзии и Нанкине. Zhanjiang Verbund станет седьмым и третьим по величине в компании. По словам доктора Маркуса Камиета, исполнительного директора BASF, отвечающего за Азиатско-Тихоокеанский регион, «площадка Zhanjiang Verbund будет построена с использованием новейших цифровых технологий и в соответствии с самыми высокими стандартами безопасности. Она будет предоставлять высококачественную продукцию с низким уровнем выбросов углерода и укреплять деловые связи с клиентами в Южном Китае, подчеркивая приверженность китайскому рынку». В 2023 году планируется запустить второй завод по производству термопластичных полиуретанов. Затем будет построена установка парового крекинга для производства этилена и других продуктов нефтехимии. К 2025 году BASF планирует полностью обеспечить весь завод в Чжаньцзяне возобновляемой энергией. Ожидается, что расширение и диверсификация производства будут продолжаться до тех пор, пока объект не будет полностью загружен в конце десятилетия.

2 сентября China Daily сообщила, что новый завод робототехники ABB в Шанхае находится на заключительном этапе ввода в эксплуатацию и должен быть введен в эксплуатацию в течение следующих нескольких месяцев. По словам Сами Атия, главы подразделения робототехники и дискретной автоматизации ABB, строительство обойдется примерно в 150 миллионов евро и станет «центром, где делают роботов». Многонациональное предприятие со штаб-квартирой в Цюрихе, АББ также является лидером в области автоматизации процессов, продуктов для передачи энергии двигателей и электрификации. Когда в 2019 году строительство завода было заложено, ABB объявила, что это будет «самый передовой, автоматизированный и гибкий завод в индустрии робототехники в мире, использующий новейшие производственные процессы и имеющий крупнейшую научно-исследовательскую, производственную и прикладную базу робототехники. в Китае».

Производство на высокоавтоматизированном объекте будет основано на ячейках автоматизации, при этом роботы будут перемещаться от станции к станции, что обеспечит более широкие возможности настройки и большую гибкость, чем в традиционных линейных производственных системах. Автоматизированные управляемые транспортные средства (AGV) будут доставлять детали производственным цехам точно в срок, а новейшие совместные технологии гарантируют, что люди и роботы могут безопасно работать бок о бок, повышая гибкость и динамичность производственных процессов и сочетая преимущества роботов с уникальные возможности человека. Цифровой двойник предоставит всем, от менеджеров и инженеров до операторов и групп технического обслуживания, анализ данных и возможности машинного обучения для повышения производительности и максимизации производительности. АББ будет использовать систему на основе машинного обучения для проверки роботов во время их сборки, чтобы обеспечить высочайшие стандарты качества.

Новый завод ABB соответствует 14-му пятилетнему плану Китая, который направлен на то, чтобы к 2025 году сделать страну «глобальным центром инноваций в области робототехники, объединив группу ведущих предприятий с международной конкурентоспособностью и сформировав несколько промышленных кластеров с международным влиянием. ABB заявила, что ее завод в Шанхае станет самым передовым, автоматизированным и гибким заводом в индустрии робототехники в мире.

В июле французский аэрокосмический гигант Airbus объявил, что он получил заказы на 292 пассажирских самолета A320 от Air China, China Eastern, China Southern и Shenzhen Airlines, «демонстрируя положительную динамику восстановления и процветающие перспективы для китайского авиационного рынка». China Southern Airlines, которая в мае отменила заказы на более чем 100 самолетов Boeing 737 MAX, заказала 96 новых самолетов. Сообщается, что заказы Boeing были отменены из соображений безопасности и неопределенного графика поставок, но, по мнению многих наблюдателей, основной причиной была политика.

Китайская националистическая газета Global Times злорадствовала: - «Для американской стороны вполне естественно чувствовать себя недовольными после поражения в конкурентной борьбе с Airbus. Кто может чувствовать себя спокойно, участвуя в крупномасштабных сделках со страной, которая часто говорит о «разъединении», использует палку санкций и часто вносит законопроекты? ограничивать торговлю с другими из воздуха?». Boeing посетовал: - «Являясь ведущим экспортером США с 50-летними отношениями с авиационной промышленностью Китая, мы разочарованы тем, что геополитические разногласия продолжают сдерживать экспорт самолетов США». Могли ли европейские политики, взволнованные Синьцзяном и Тайванем, последовать примеру Америки и саботировать успех европейских компаний в Китае?

В третьем квартале 2021 года, после того как правительство Швеции запретило использование телекоммуникационного оборудования Huawei и ZTE 5G в Швеции, продажи Ericsson в Китае упали на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Его доля в заказах сети радиодоступа China Mobile 5G упала с 11% до 2%, а вклад Китая в общий доход сократился наполовину до 4%. К счастью для Ericsson, на Китай не приходилась большая доля ее глобального бизнеса, и высокий спрос на оборудование 5G в других странах компенсировал почти все потери, которые компания потеряла в Китае. Однако трудно представить себе аналогичный результат с промышленными химикатами, роботами и самолетами для европейских производителей.

В июне Торговая палата Европейского союза в Китае опубликовала свой последний опрос делового доверия. Она пришел к выводу, что «хотя большинство европейских компаний в Китае показали положительную выручку и были прибыльными в 2021 году, для большинства стало труднее вести бизнес». В первую очередь это было связано с Covid, но, в качестве причин недовольства, также были названы нормативные барьеры и неопределенность. Цепочки поставок, кадровое обеспечение и ИТ все чаще локализуются. Европейские руководители чувствуют себя зажатыми между желанием переоценить свое влияние на Китай и тем фактом, что это слишком важный рынок, чтобы отказываться от него. Вопреки этому выводу, кажется, что BASF, ABB и Airbus идут полным ходом вперед. Возможно, тревожный опыт Европы с санкциями против России смягчит ее политику в отношении Китая.

Скотт ФОСТЕР