Найти тему
МК в Крыму

Издан историко-архивный сборник статей об учреждениях образования Евпатории

Под обложкой книги собраны уникальные статьи об учреждениях образования Евпатории, действовавших в городе на протяжении двух столетий, начиная с 1815-го.

    Авторы статей и составитель сборника — Людмила Никифорова (крайняя справа).
Авторы статей и составитель сборника — Людмила Никифорова (крайняя справа).

Материалы для книги семь лет собирали краеведы, учителя общеобразовательных школ и одной воскресной - при православном храме во имя святителя Луки, библиотекари, сотрудники музеев, преподаватели вузов, педагоги Центра детского и юношеского творчества «Ровесник» - всего четырнадцать авторов. Объединила их учитель русского языка и литературы гимназии имени Сельвинского Людмила Никифорова, она и выступила автором-составителем сборника «Мир держится устами учеников».

- В первую годовщину возвращения Крыма в Россию мы с коллегами провели историко-педагогические чтения, приурочив их к 200-летию российской системы народного просвещения в Евпатории, - рассказала «МК» Людмила Леонидовна. - В основу чтений легло знаменательное событие - рождение «октября 3 дня 1815 года» первого именно в нашем городе государственного российского образовательного учреждения - Евпаторийского уездного училища. Нашу общую с Россией историю, культурное наследие этносов и народов Крыма в области образования я и решила зафиксировать в историко-архивном сборнике. Он станет информационной базой для исследователей истории Крыма, организаторов школьной системы на полуострове, руководителей и педагогов школ при изучении прошлого учебных заведений в контексте истории города, Крыма, России. А список выдающихся учителей, который мы тоже включили в издание, позволит не забыть их вклад в общее дело.

По словам Людмилы Никифоровой, краеведческий интерес вызывает историческая записка Евпаторийского уездного училища за 1831 год, составленная штатным смотрителем Осипом Якубинским, - фотокопия оригинала предоставлена Государственным архивом Республики Крым. «Для исследователя документ, написанный около двух веков назад, сложен для чтения, поскольку написан от руки, - отмечает автор-составитель. - Но читающий рукопись, кроме исторических фактов, знакомится со своеобразием официального языка и каллиграфии того времени, особенностью почерка Осипа Якубинского, и исследователь видит его живую руку».

В книге собраны и другие архивные документы из музейных фондов, статьи и монографии, касающиеся этноконфессиональных учебных заведений Евпатории, мемуары и живые свидетельства крымских учителей и краеведов. Довольно подробно описывается организация учебного процесса в караимском мидраше, татарской народной школе, частных и казенных дореволюционных гимназиях - мужской и женской.

«Вызывает глубокое уважение самоотверженная деятельность гимназических попечительских советов, в которые входили истинные патриоты, люди действительно неравнодушные, они жертвовали значительные личные средства на народное просвещение и тем самым обеспечивали полноценный учебный процесс даже в самые непростые годы, - подчеркнула в отзыве о книге начальник Евпаторийского управления образования Валентина Жеребец. - Удивил меня и тот факт, что обучение детей во время оккупации города немецко-фашистскими захватчиками не прекращалось, хотя гитлеровцами были запрещены советские учебники и преподавание отдельных предметов. Ученики и тогда пропускали уроки, но только по уважительным причинам - из-за постоянно грозившей детям опасности, из-за голода и холода, ведь школы во время оккупации не отапливались. Ситуацию осложняло и то, что часть учителей ушла на фронт, и, увы, не все оттуда вернулись».

Отдельные статьи сборника посвящены гимназическим библиотекам Евпатории, педагогическим и пастырским трудам протоиерея Иакова Чепурина - инициатора и руководителя строительства Свято-Николаевского собора. Также в книге дан фотообзор открытой в Дачном районе Евпатории в 1907 году школы глухонемых (по сведениям 1893 года, подобных специализированных учебных заведений в Российской империи насчитывалось всего одиннадцать). Каждая статья дополнена архивными и современными фотографиями, портретами учителей и учеников - к слову, потомки некоторых из них приняли эстафету от своих наставников и сегодня продолжают трудиться на ниве просвещения.