Мой учебный год репетитора начался с печальной для меня, но, возможно, для кого-то очень забавной истории. Решила изложить её тут. Вся печаль заключается в одной девушке-одиннадцатикласснице, с которой просили позаниматься знакомые.
Вообще-то я, наученная горьким опытом и многократно зарекавшаяся не брать кота в мешке без предварительного тестирования, где-то дала слабину, за которую и поплатилась.
Договорились заниматься онлайн. С виду такая толстушка-хохотушка, каждое слово вызывает взрыв смеха и бытовых ассоциаций. Мне она сначала даже понравилась оптимизмом и рвением к знаниям (тетрадка, разных цветов ручки, всё в обложечках). Однако на первом же занятии девица, которая объявила, что у неё по литературе "четвёрка", не знала и не могла вспомнить ни одного произведения, изученного за прошлый год. А пришла она ко мне, чтобы научиться писать сочинение для декабрьского экзамена.
После того как мы записали структуру сочинения, я решила задать несколько наводящих вопросов, чтобы прозондировать почву, в которую мне предстояло без устали сеять "доброе и вечное" ,и после этого дать список литературы. Наш диалог представляю на ваш суд:
Я: Записывайте: Д.И. Фонвизин "Недоросль".
У: ????
-Фонвизин.
-Как?
-!!!!! Фонвизин!!!!!
-Стойте! Ещё раз! Фон чего?
-Фонвизин пишется слитно (начинаю рассказывать, почему такая фамилия сложная для русского уха).
-А!!! Поняла!!! (смех). Записала. Давайте дальше.
-Прочитайте по слогам, что записали! - предчувствуя неладное, прошу я.
-Ну как-как! Как Вы и сказали: Фон-ли-зин.
-...........
-Вишь фон-барон какой! (смех). А чё он написал-то?
-"Недоросля".
-Это где собака какого-то мужика за палец укусила?
-Нет. Собака в "Хамелеоне" мужика укусила за палец. Тот рассказ Чехов написал, - раньше времени радуюсь я тому, что девушка хоть что-то читала. - Записывайте: "Недоросль".
-А НЕ слитно или раздельно?
-??? Слитно.
-Ага. Дальше что?-
- Вы Пушкина читали?
- Кого? Пушкина? Ну.... Что-то читали в школе.
-Например....
Девица минуту думает. В это время отключается видео, и я отчётливо слышу, как она набирает на клавиатуре что-то.
-О! "Капитанскую дочь" точно читали. Только не помню, о чём. Но название знакомо.
-Ладно. Запишите, перечитаете. Только не дочь, а дочка.
-В смысле? ?? А какая разница? По мне так никакой.
-"Евгений Онегин".
-А написал чё?
-Не "чё", а кто. Пушкин написал.
-Не, ну, как мне в тетради писать? Можно я запишу: "Е.А"?
-Что означает "А"???
-Как что? Анегин! -потом немного подумав после затянувшейся паузы с моей стороны, продолжает, - А что? Онегин?
-"Ев-ге-ний О-не-гин"!
-Ну, ладно, записала. (Смеётся). Анегин не обидится. Дальше что? Что он написал-то?
-Кто?
-Евгений Онегин?
-Ничего не написал. А вот "Евгения Онегина" Пушкин написал.....
-А! А про любовь будет что-нибудь?
-Будет! Будет!
(В таком же ключе продолжается запись с комментариями моей ученицы).
***
-А я за 200 р. купила книжку "Преступление и наказание". Её тоже читать?
-Было бы неплохо.
-Так она же толстая?!
***
Под конец списка девушка задаёт мне такой вопрос, нервно хихикая:
-Как Вы думаете, успею я эти книжки к декабрю прочитать, если прям каждый-каждый день читать буду?
-Не знаю, зависит от того, сколько страниц в день Вы можете прочитать.
-Ну..... я думаю, что страниц 12 смогу.
-Тогда не успеете.
-А есть такая книжка, прям самая-самая. Вот чтобы её одну прочитать и все аргументы оттуда взять?
***
Теперь не знаю, как мы будем готовиться. Вроде бы и время ещё есть, но таких запущенных случаев за 22 года педагогической деятельности я ещё не встречала.
-