Большая удача, если при закручивании крепежа болт или гайка находятся там, где до них легко добраться стандартным ключом, воротком или трещоткой. Но постоянно встречаются и случаи, когда крепеж расположен в настолько неудобном месте и так ограничен со всех сторон другими деталями или узлами, что поневоле хочется задать несколько вопросов инженеру, который это проектировал.
В этой статье рассмотрим плюсы и минусы инструментов с “лайфхаками”, которые помогут добраться до крепежа в ограниченном пространстве. А про болты и гайки с сорванными гранями или обломанными головками мы расскажем в одном из следующих материалов.
Удлиненная торцевая головка
Решение стандартное и встречающееся повсеместно. Ими оснащается практически любой универсальный набор с количеством предметов от 90 и более (GTK-0103094). Если в вашем наборе их нет, значит вы, скорее всего, уже докупили их комплект отдельно. А если еще не докупили - советуем это сделать.
Отдельно стоит упомянуть “шиномонтажные” глубокие ударные головки (ASA-10005), которые удобнее брать набором. Во-первых, в набор кладут головки с тремя самыми ходовыми размерами колесного крепежа: 17, 19 и 21 мм. Во-вторых, у них есть цветовая маркировка - не перепутать даже в темноте. В-третьих, их длина составляет 220 мм, чего достаточно для самого глубоко посаженного крепежа. В-четвертых, такие головки имеют пластиковый защитный колпачок, чтобы не поцарапать колесный диск.
Трещотка с “проходными” головками
Трещотка и головки не имеют традиционного привода в виде квадрата. Вместо него - посадочное отверстие, куда вставляется специальная головка. Это позволяет работать с крепежом, закрученным, например, на длинную шпильку.
В таком наборе есть и переходник, установив который в трещотку, можно работать головками со стандартным квадратным приводом.
Кардан
Применяется для передачи крутящего момента от трещотки или воротка на торцевые головки под углом. Кардан(AUJ-F4078) пригодится, когда реальная ось вращения не совпадает ни с вертикальной, ни с горизонтальной осями крепежа. Говоря проще, ни головку сверху не накинуть, ни ключом сбоку не подцепить - все время что-то мешает. Угол отклонения от оси небольшой (40-50°), но в большинстве случаев достаточный.
Удлинители
Бывают жесткими и гибкими.
Жесткий (он же стандартный) - прут с квадратами “папа” и “мама”, изготовленный из материала, выдерживающего серьезные торсионные нагрузки (чаще всего - из хром-ванадиевого сплава). Выпускаются удлинители как небольшой длины (50 мм) так и экстра-длинные 900-миллиметровые, способные открутить, например, контр-гайку крана на дне какой-нибудь емкости.
Для дополнительного удобства могут оснащаться “шаровым” квадратом-”папой”. В отличие от кардана, работающего вправо-влево-вперед-назад, “шар” работает только вправо-влево.
Гибкий. Обладает гибким стержнем, способным работать практически под любым углом. Единственный минус - работает только с малогабаритным крепежом. Да и его лучше предварительно “сорвать”. В противном случае стержень удлинителя будет не откручивать крепеж, а сам скручиваться в узел.
“Хитрые” ключи
По сути - те же гаечные ключи, но с конструктивными дополнениями и улучшениями, внесенными как раз для того, чтобы эффективно работать в ограниченном пространстве.
Трубчатые. Представляют собой “трубку” с рабочими профилями с двух сторон. Сквозная конструкция позволяет надеть ключ на длинную шпильку (или работать в углублении) там, где длины, например, удлиненной торцевой головки недостаточно.
Есть два типа исполнения - кованные и штампованные. У кованого существенно выше прочность рабочих граней, что дает возможность приложить дополнительное усилие при демонтаже сложного крепежа там, где штампованный(SIT-146888) просто “развернет”.
Вращается такой ключ с помощью специального воротка. Но на некоторых моделях (кованные ключи Licota серии AWT-TBF) сечение профиля рукоятки - шестигранное, что дает возможность использовать вместо воротка (или вместе с ним) разводной или рожковый ключ для усиления крутящего момента.
Комбинированный трещоточный (опционально - с шарниром). С одной стороны ключа расположен рожковый профиль, с другой - храповый механизм с профилем того же размера.
Важное условие - для “срыва” гайки должно быть хоть какое-то свободное пространство. Логика простая - рожковым профилем сдвигаем крепеж с места, а дальше комфортно крутим трещоткой.
Дополнительный плюс - шарнирное соединение на трещоточной части, которое значительно упрощает работу под углом. Еще одно преимущество - шарнир с фиксатором необходимого положения.
Карданный торцевой, он же “колокольчик”. По сути - инструмент “3 в 1”: две головки смежных размеров плюс вороток. Назначение то же, что и воротка - силовые работы, в том числе и под углом. Плюс - такая головка никуда не закатится, а если потеряется, то только вместе с воротком. Минус - по сравнению с воротком, плечо рычага несколько короче.
Имбусовые с “шариком”. Стандартный Г-образный шестигранник для внутреннего профиля со “сферой” на длинном конце, которая предназначена для откручивания/закручивания крепежа под небольшим углом до 25°.