"Не могу сказать, что диплом Бауманского мне пригодился. Потому что после учёбы я отправил около 100 резюме разным работодателям, но я там сразу указал, что я не слышу. Я могу говорить, но слышу плохо. Из этой рассылки мне ответили только три работодателя"
Из фильма "Неслышный мир"
Типичные глухие работники это: таксисты, продавцы-кассиры, курьеры, мастера, уборщики и люди, занимающиеся низкоквалифицированным трудом, и то если им повезёт.
Нередко это связано с системой образования, отсутствием достаточных возможностей для глухих и проблемой того, что обычный русский для глухих часто второй язык, а не первый. Родным для многих из них считается именно РЖЯ.
Также это связано с тем, что обычно никто в компаниях не знает жестового языка. А если люди не могут беспрепятственно общаться с глухим, то работать с человеком без слуха они и не захотят. Это лишнее напряжение для сотрудников и тормозит все процессы. Глухой должен достаточно хорошо знать русский язык, чтобы быстро читать инструкции, понимать сообщения, передавать информацию другим. По-хорошему, нужно превосходно разбираться в сфере работы, в её терминологии и т.д. Либо это должна быть простая работа без серьёзных рисков, тогда человека без слуха может быть возьмут, без особой опаски. Подстраиваться под одного человека - не самая привлекательная идея для работодателя, ведь можно просто взять того, кто слышит. Слышащие не хотят напрягаться, рисковать своей работой/бизнесом, ведь от сотрудников зависят все процессы. Никто не хочет терять, когда берёт кого-то на работу, поэтому и существуют собеседования, резюме и даже тесты при приёме в некоторых компаниях. Отбор наилучшего кандидата.
Стоит отметить, что компании, надо не просто дать работу глухому человеку, но и обеспечить ему комфортные условия труда, необходимое обучение и т.д.
Дискриминация дискриминацией, но у людей и без того проблем хватает. Объективно, все всё понимают.
Не говоря уже о профессиях, которые просто недоступны глухим и слабослышащим. Глухие не могут работать в полиции, авиации и т.д.
В наше время, не смотря на все недостатки, дела обстоят гораздо лучше, чем 10 лет назад. Интернет и другие технологии изменили наш мир. Можно быть копирайтером или программистом. Нюансом будет только общение по переписке. Но тогда обязательным условием для глухого будет хорошее знание русского языка.
В современном мире есть множество вариантов для глухих:
- копирайтеры;
- тестировщики;
- web-дизайнеры, программисты;
- репетиторы, преподаватели, учителя;
- переводчики по жестовым языкам/письменные переводчики;
- фотографы, операторы, художники, скульпторы, видеомонтажёры;
- мастера по производству оборудования, запчастей, светодиодов;
- мастера по ремонту: плиточники, штукатуры, каменщики;
- digital-специалисты: таргетологи, интернет-маркетологи, SEO-специалисты;
- мастера салонов красоты;
- помощники кладовщика;
- помощники повара;
- ассистенты онлайн;
- артисты и блогеры;
- политики;
- учёные.
Также стоит отметить, что если глухие идут в спорт, то часто оказываются и хорошими спортсменами.
Несмотря на развитие технологий и общества глухие вызывают неприятие как у клиентов мест, где они работают, так и у большинства потенциальных работодателей.
Они часто сталкиваются с непониманием слышащих в разных сферах:
- "А разве глухой может водить? Как он будет слышать, что происходит? Он же может создать опасную ситуацию на дороге";
- "Зачем на кассу садить глухого, не могли нанять того, кто может слышать? Как он мне ответит на вопрос по поводу чека, ценника и т.д. Почему я 3 часа должен играть в шарады? Я спешу";
- "Как глухой будет работать на заводе? Это, как минимум, небезопасно. Он может не услышать, когда что-то случится. Объяснить ему что-то целое дело. А если окажется, что он что-то не понял? Это же может стать фатальным";
- и т.п.
Что нужно делать, чтобы у глухих и слабослышащих был больший выбор специальностей:
1. Давать полноценную возможность глухим и слабослышащим получать образование в разных учебных заведениях. Улучшать среду для обучения глухих, в том числе увеличить финансирование программ, где учитывается глухота и недостаток слуха обучающихся;
2. Ответственно подходить к обучению глухих русскому языку в школе: набор преподавателей, создание программ и прочее;
3. Формировать у слышащих людей понимание, что слабослышащие и глухие могут делать те же вещи, что и слышащие. Да, есть ограничения, но в наше время, часть из них растворяются, благодаря технологиям, но и без них всё не так уж и сложно.
А. Нужно не просто создавать квоты, а делать существенные налоговые поблажки для компаний, которые берут на работу глухих и слабослышащих. Хотя бы ввести подобную программу на 3 года. Слышащие могут увидеть, что с глухими тоже можно работать и контактировать. Что всё не так уж и сложно. У многих глухих наконец-то появится хорошая работа;
Б. Нужно распространять информацию на эту тему, например через художественное развлекательное кино. Что- то клёвое и незаезженное. В духе сериала "Нас перепутали в роддоме".
4. Улучшать сферу медицины, производства оборудования для глухих: финансирование разработок, создание программ для получения спец оборудования. Это дело не одного дня, но это огромный вклад в будущее людей, в то, чтобы люди могли слышать.