Велосипедные педали - это составная часть трансмиссии велосипеда, которая крепится к шатунам и через каретку с помощью цепи и звёздочек передаёт движение к заднему колесу. Это очень важная деталь и на рассказ о ней стоит обратить внимание.
Велосипедные педали имеют разное предназначение и внешний вид, изготовлены из разных материалов и имеют разные "примочки". Но принципиальное устройство у педалей одинаковое.
Велосипедная педаль состоит из:
1) Оси с резьбой. Это деталь, которая держит на себе педаль и соединяет её с шатуном. Левая педаль изготавливается с левой резьбой (закручивается против часовой стрелки), а правая педаль - с традиционной правой резьбой (закручивается по часовой стрелке). Правая педаль маркируется латинской буквой R (от английского слова "Right" - "Правый"), а левая педаль - буквой L (от англ. "Left" - "Левый"). Очень важно ставить педали согласно маркировке, иначе сотрётся резьба и педали с шатуном нужно будет ремонтировать или менять. Симметричная резьба нужна осям педалей, чтобы они не откручивались во время езды;
2) Корпус - это та часть, педали, на которую опирается подошва обуви велосипедиста. Он может изготавливаться из пластика или металла (сталь, алюминий etc). Пластиковые корпусы быстро ломаются, стальные корпусы тяжелее и склонны к коррозии, а алюминиевые - лёгкие, стойкие к коррозии, но накапливают усталость металла. Это самая "дизайнерская" часть педали. На моём велосипеде изначально стояли пластмассовые педали, но через пару сезонов (осенью 2016 года) я заменил их на алюминиевые и они меня ни разу ещё не подводили;
3) Подшипники- позволяют педали вращаться корпусу педали вокруг своей оси. В настоящее время распространены промышленные подшипники, которые отличаются надёжностью;
4) Рамка - деталь, которая используется в педалях сборных конструкций. Их обычно прикрепляют к корпусу педали. Самый распространённый материал для изготовления рамок - это алюминий. Велосипедные рамки могут иметь различный цвет и дизайн;
5) Крепёжные винты. Эти детали также используются в деталях сборных конструкций;
6) Светоотражатели (катафоты) - это светоотражающие элементы, которые крепятся к корпусу педали. Они не являются обязательными элементами, но их установка очень желательна, так как дополнительный свет никогда не помешает (особенно в тёмное время суток и при плохой погоде);
7) Шипы - тоже необязательный элемент конструкции педали. Они бывают интегрированы с корпусом, но бывают с съёмные. Шипы позволяют обуви велосипедиста крепче держаться на педали.
Классификация велосипедных педалей:
1) Прогулочные педали. Это самый распространённый вид педалей. Они могут быть "одноразовыми" дешёвыми педалями от ашан-байков, но есть вполне крепкие модели из металла. У меня установлены алюминиевые прогулочные педали и я ими доволен.
Такой вид педалей недорогой, не требует сложного техобслуживания и подойдёт детям, новичкам и любителям (простым катальцам). На них можно кататься в любой обуви. На них может быть установлено резиновое покрытие, которое имеет антискользящие свойства;
2) "ТОПТАЛКИ" (специальные педали для горных велосипедов - mountain bike a.k.a. MTB) - это педали, похожие на обычные прогулочные, но более широкие, крепкие и качественные. Они рассчитаны на более сильную нагрузку, что позволяет райдеру "топтаться" на них. Топталки изготовлены из ударопрочных материалов, используют промышленные подшипники, имеют хорошее сцепление с подошвой благодаря своей правильной и широкой форме;
3) Туклипсы - это специальное приспособление для фиксации ступни райдера на плоской педали. Такие педали считаются переходным вариантом между плоскими и контактными педалями. Педали с туклипсами дешевле, чем контактные педали, не требуют техобслуживания и позволяют кататься в любом типе обуви;
4) Контактные педали для mountain bike. Это профессиональные педали, которые нужны для кругового педалирования и увеличения его КПД. Эффективность педалирования увеличивается примерно на 30 - 40%, уменьшается нагрузка на колени и риск соскока ноги с педали, уменьшается усталость ног (из-за увеличения количества задействованных мышц) и увеличивается контроль райдера над великом. Такие педали отличаются дороговизной и тонкой индивидуальной настройкой под каждого велобайкера. Контакты бывают с платформой и контактами, только с контактами (без платформы) и с контактами со съёмными платформами.
5) Односторонние контакты с платформой (полуконтактные педали) - это компромиссный вариант между плоской педалью и контактной педалью. Этот вариант сочетает плюсы обоих видов педалей;
6) Шоссейные контактные педали - это педали, которые специально приспособлены для шоссейных велосипедистов. Их нецелесообразно использовать для городских покатушек и для их использования нужна специальная обувь, в которой нельзя ходить пешком. Отличия шоссейных контактных педалей от их MTB аналогов - это более жёсткое крепление ступни, увеличенная площадь соприкосновения с подошвой обуви и уменьшенный вес из-за односторонней конструкции (пристегнуться можно только с одной стороны, а на MTB - аналоге можно с обоих сторон);
7) Складные педали - это педали с поворотным механизмом. Во всём остальном они похожи на обычные топталки. Складные педали очень удобны при транспортировке и хранении, что позволяет велосипеду занимать меньше места по ширине.
Обслуживание педалей:
Педали требуют периодического ухода. Он заключается в удалении пыли, грязи и старой смазки. Затем нужно перебрать подшипники, смазать и собрать педали (не перепутав их местами - L - слева, а R - справа). В интернете можно найти ролики с пошаговыми инструкциями. Я постараюсь их найти, выбрать хорошие и опубликовать их в "Берлоге Велобайкера" ( https://vk.com/velobikers_lair).
Вот и всё краткое описание видов и устройства велосипедных педалей. В моём паблике ВКонтакте (Берлога Велобайкера) я постараюсь опубликовать дополнительную информацию. Я желаю Вам мира, добра и приятных покатушек!:) До новых публикаций, друзья!:)