Всем привет, меня зовут Анна Блок и сегодня мы обсудим тему, которая волнует многих, кто планирует переходить на фриланс.
В начале всегда пугает конкуренция и появляется страх, что все лучше, кроме тебя. Просыпается синдром самозванца, когда кажется, что ничего не знаешь, не получится выполнить заказ и так далее.
С одной стороны, это нормальная реакция. Но не нормально, когда этот страх и мысли блокируют первые шаги выхода на фриланс настолько, что действительно начинаешь верить во всё, что себе говоришь.
Чтобы избавиться от этого или хотя бы притупить самобичевание, я предлагаю заложить фундамент, который позволить выделить себя среди других специалистов за счет 5-ти важных пунктов.
Развить личный бренд
Все об этом говорят, но не многие понимают, как это может помочь во фрилансе. Фриланс - это не только фриланс-биржи. Фриланс - это возможность выполнять заказы клиентов, которые к вам обращаются, в удобном для вас графике и месте. Клиент может найти вас где угодно. Даже если вы будите сидеть в кафе с ноутбуком, где любой человек может случайно увидеть на вашем экране, как вы работаете над кодом и кто-то вспомнит, что ему нужен сайт или приложение.
Но эта ситуация скорее о случайностях, которые могут и не произойти. А моя цель рассказать вам, как случайности превратить в нечто закономерное.
Развитие личного бренда - один из шагов к этому. Начни с малого. Заведи аккаунт в любой соцсети, которая тебе нравится, но желательно, чтобы в ней работала система рекомендаций. Ваша цель через посты или видео стать замеченным. Лучше всего сейчас работает формат вертикальных видео. И вы сами можете наблюдать, как многие соцсети активно продвигают этот формат, поэтому стоит этим воспользоваться. Имеет смысл рассмотреть Ютуб, Тикток и тому подобное для этих целей.
Вести соцсети можно и на английском языке, если у вас есть цель работать с клиентами по всему миру.
Но для этого нужно еще уметь презентовать себя, когда будете составлять отклик, общаться с клиентом и обсуждать рабочие задачи. И если вы считаете, что ваш уровень английского недостаточно хорош для такого, то это не повод расстраиваться, потому что изучение языка - это точно такой же навык и его можно прокачать.
Относительно развития личного бренда, могу также отметить, что телеграм для этих целей не пойдет, потому что там нет рекомендательной системы. Но там удобнее будет вести рабочую переписку, поэтому обязательно установи своё фото, понятное имя без юникодов и в описании коротко опиши свои навыки, режим работы и тд.
Если вы планируете использовать ВК для поиска клиентов, то уделите внимание своему профилю, так как там больше возможностей рассказать о том, чем вы занимаетесь. Уделите время, чтобы установить соответствующее фото, описание, сделать посты на тему IT или ваших проектов. Можно также подписаться на тематические каналы, например, Типичный Верстальщик.
Неоформленный профиль в ВК - это частая ошибка. Вы можете и сами в этом убедиться, если перейдете в мою группу ВК и после в раздел портфолио, где люди публикую информацию о себе. Достаточно представить себя клиентом, который ищет исполнителя, перейти в профили и понять, что никакого доверия к этим людям не возникает. Можете использовать для себя это как антипример того, как делать не нужно.
Сними видео с практикой
Это тоже один из вариантов, как усилить свою позицию относительно других специалистов. У каждого разработчика есть свой сайт-портфолио, где представлены работы. Но далеко не у каждого видео, где отснят процесс создания сайта от и до. Или хотя бы какая-то его часть.
Мне, например, это сильно помогает, потому что помимо выполненных работ у меня есть плейлисты с такими видео, после которых мне не требуется доказывать, что я действительно веб-разработчик. Такие вопросы уходят сами собой и это ускоряет процесс обсуждения будущего заказа.
Пиши статьи
Если вы чувствуете, что снимать видео - это не ваше, то можно использовать альтернативу. Писать статьи. Для этих целей хорошо подойдет Дзен, потому что там есть рекомендательная система. Напишите статьи на темы, по которым потенциальные клиенты могут производить поиск. Например, как сделать интернет-магазин без навыков программирования и внутри это статьи можно отметить, что если у вас не получается его сделать без навыков программирования, то обращайтесь ко мне - я вам помогу.
Подобных статей можно сделать много, главное, чтобы они не казались слишком рекламными. Пользу в них дать всё-таки нужно, потому что если вашу статью прочитают от и до, то это будет сильно помогать продвижению вашего профиля.
Статьи можно писать также и на английском языке. Обычно для этих целей используют сайт Medium и он хорош тем, что поисковые системы довольно часто выводят такие статьи в топы, что будет существенным плюсом для вас. Но если у вас нет целей искать заказчиков зарубежом, то можно дублировать статьи на русском языке также и в Medium.
Отвечай на вопросы
Это не самый очевидный метод, но он может дополнительно помочь в развитии личного бренда. Вы наверняка видели сайты, где люди отвечают на вопросы новичков, если у них есть проблемы с кодом. Чаще можно встретить Stack Overflow, Хабр и Яндекс Кью.
Этот метод неочевиден тем, что мы рассматриваем эти проекты, как помощь для веб-разработчиков и других специалистов из IT. Но туда могут заходить не только профессионалы, но и потенциальные клиенты.
На этих сайтах, есть также возможность установить фото, использовать описание и так далее. Если вы будете использовать одинаковое фото во всех соцсетях и одинаковый никнейм, то это поможет клиенту запомнить вас.
Когда я искала себе backend-разработчика на проект, то увидела яркое тому доказательство. Я искала специалиста через фриланс биржу, но их отклики были не решающими для меня, потому что мне нужно было провести анализ их реальной деятельности. Самое простое, что можно было сделать - это искать информацию по их никам. В итоге мой поиск привел к тому, что один из специалистов часто отвечал на вопросы новичков, и не только, на одном из сервисов.
Поэтому возьмите этот метод дополнительно на прокачку своего имени.
Удиви клиента
Этот метод подойдет тем, кто уже начал работу с первым клиентом. Вы можете сделать чуть больше, чем от вас требовали, но главное чтобы это было уместно и чтобы это действительно смотрелось, как приятный бонус.
Например, если вы верстаете страницу, то можете дополнительно составить текстовый документ для клиента с коротким описанием по основным классам, которые вы использовали. Также можете указать по какому принципу вы составляли названия для классов. Для клиента это плюс, потому что если планируется создание большого проекта, то он может в будущем дополнительно нанять специалистов, которые быстро смогут влиться в процесс.
Но это не единственный вариант бонуса, который можно предоставить. Всех вариантов не перечислить, потому что все проекты индивидуальны. Но если у вас есть конкретный вопрос, что можно было бы сделать, то напишите мне об этом в комментариях под видео.
Какие из предложенных вариантов вам понравились больше всего? На что сделаете упор? Что предложили бы прокачать еще?