Найти тему
СЛЕДЫ ПО МИРУ

Почему у античных статуй глаза слепцов?

Вы замечали, что у классических скульптур – будь то античные произведения, их копии времен Эпохи Возрождения или творения мастеров XVIII-XIX веков, подражавших гениям древности – глаза словно покрыты бельмом. У них нет ни зрачка, ни радужки, просто ровная белая поверхность. Мраморные слепцы.

При этом на фресках, например, сохранившихся в Помпеях, глаза персонажей прорисованы ярко, со всеми естественными чертами. Не говоря уж об изобразительной традиции Древнего Египта. Там вообще такой зрачок такой, что хоть сейчас на проверку глазного дна.

-2

Античных скульптур в досягаемости не оказалось, только вариации на тему более поздних авторов. Римлянка в тюрбане. Начало XVIII в., Италия. Летний сад, Санкт-Петербург

Неужели мастера Древнего Рима и Греции не могли передавать в камне анатомических особенностей глаза? Конечно, могли и иногда так делали. Вот, например, бюст римского императора Каракаллы (188-217 гг. н.э.). Вполне верно показан внешний вид глаза, вполне естественно.

-3

Бюст императора Каракаллы. Правил с 211 по 217 год

Может, тогда традиция делать статуи «незрячими» – это дань памяти великому поэту древности Гомеру, слепому автору «Илиады» и «Одиссеи»? Конечно, нет!

-4

Флора. Начало XVIII в., Италия. Летний сад, Санкт-Петербург

Дело в том, что мы знаем античные скульптуры как беломраморные изваяния. Именно такими делали свои работы и мастера более поздних эпох, подражая, как они считали, классикам. Такие статуи итальянских мастеров, например, украшают Летний сад в Петербурге.

Но на самом деле первоначально все было совсем не так. Античные статуи раскрашивали в натуралистичные цвета, придавая им вид живого человека, а не застывшей в мраморе фигуры со слепым взглядом. Глаза, соответственно, также раскрашивались в натуралистичной манере – и со зрачком, и с радужкой. За многие века краска смылась, и только несколько лет назад, применив новейшие технологии, ученые сумели найти следы красителей на древних скульптурах. Это было феноменальным открытием, перевернувшим наше представление о древнем изобразительном искусстве.

Об этом, конечно, не знали скульпторы Эпохи Возрождения и Нового Времени. Они видели только дошедшие до них фигуры из белого мрамора, и, глядя на них, сами не зная о совершаемой ошибке, создавали новый канон, который сейчас считается классическим.

Так что всемирно известная Венера Милосская первоначально мало того, что была с обеими руками, так и представляла собой блещущую здоровьем и хорошим цветом кожи барышню с отличными и сейчас параметрами 86-69-93 при росте в 164 см. И, скорее всего, карими глазами – какие еще могут быть у девушки из Средиземноморья?

-5

Аполлон. Копия XIX в. с античного оригинала. Кстати, как думаете, чем еще, кроме отсутствия цвета, эта статуя отличается от оригинала?