Довольно часто можно слышать: "Мысль материальна". В какой же степени "материальна" мысль, и что за "материя"? Какой смысл вкладывает в это понятие говорящий? Важно уже то, что каждое появление таких устойчивых речевых оборотов является лучшим доказательством факта, что область Незримого для множества людей перестала быть чем-то отвлечённым от повседневной жизни – то есть человечество стремительно "осваивает" Тонкий План Жизни.
И это ещё один контраргумент для скептиков, отрицающих факт Эволюции сознания: его поступенного "распространения" в глубину Действительности. В результате этого распространения, а точнее, "расширения" – свет человеческой сознательности всё более освещает области так называемого "бессознательного" и осваивает так называемое "сверхсознательное". Так сознание и мышление овладевают сферами, которые были вне их досягаемости ранее.
Правда, с этой "материальностью" либо мало считаются, либо употребляют эту формулу в смысле "материализации" гораздо более "материальных" объектов своих устремлений, чем мысль. И всё же насыщение речи такими оборотами, а также обилие информации на темы мысли и энергии, хотя и очень разной по качеству, красноречиво говорит о том, что человек (Человечество) настоящего времени уникально быстро продвигается в осознании своего внутреннего, то есть подлинно человеческого, естества. Сегодня именно знанию, науке предстоит осуществить ту миссию, с которой не справилась Религия – воспитать в человеке сознание ответственности за Бытие – за Мир в его целостности – в плотном и Тонком состоянии, за Природу и Космос, где в непрестанном творческом процессе главенствует Мысль.
Мысль – тончайшая Энергия Бытия, его сущность и рычаг в Образовании Новых Миров.
Люди, сегодня бросающие фразу "мысль материальна", завтра осознают ответственность за качество этой постоянно воздействующей на всё, как близкое, так и дальнее, неизученной ещё "материи", а точнее – энергии мысли.
В средние века за подобные утверждения о мысли, её свободной творческости и её "материальности" – в смысле воздействия на явления, объекты и обстоятельства – можно было угодить на костёр. Великие исследователи Бытия в его целостности и с неотъемлемым участием человека – Джордано Бруно, Парацельс, как и многие другие, заплатили за продвижение Знания своими жизнями.
Двести лет назад об исследовании мысленной энергии говорили как об области магии и оккультизма, тема "материальности" мысли считалась в науке одиозной. При всём этом к "животному магнетизму" ("месмеризму") было приковано всеобщее внимание. "Животный магнетизм" – термин Месмера. Карл фон Рейхенбах исследовал этот же аспект человеческой энергии под термином "Одическая сила" (Од).
Тема мысли как энергии сегодня уже является предметом естественнонаучных исследований. А первичность мысли (идей) по отношению к объектам "материального" Мира, которую утверждал Платон и Учение Посвящённых – это вопрос времени.
Может быть, физика космоса, в своих исследованиях "тёмной" материи уже доказавшая, что в первичных формах энергия и вещество неразделимы, сделает ещё шаг и… откроет то, что давно известно Посвящённым о Мысли как Энергии, пронизывающей Бытие, участвующей в творческих процессах Космоса на всех Этапах Космической Эволюции.
Агни-Йога – Учение о Мысли – утверждает, что Мысль и Огонь суть неделимая Основа Бытия, Единая Энергия – Единородная и Единосущностная. В проявлении из Небытия эта Единая Энергия имеет Два Аспекта – Огонь и Мысль.
Учение Агни-Йоги утверждает, что каждое мгновение жизни человек излучает энергию мышления. Качество этой непрестанно излучаемой энергии и есть истинный человек, его подлинный облик, его настоящий "паспорт".
Мысль – истинная причина всех явлений – как индивидуальной жизни, так и судьбы народов, стран, человечества в целом. До тех пор, пока редкостью является мысль чёткая и чистая, окрашенная любовью к Свету, направленная к Общему Благу, человечество будет иметь тяжёлые следствия своего "неразумия" и нести следствия тяжёлых "материй" своего мышления.
Сегодня, спустя почти два тысячелетия, Учение Платона об Идеях наполняется естественнонаучным смыслом не только для глубоко изучающих Восточную Философию, но для многих просвещённых людей.
"Мысль есть основа творчества. Она может быть видима и измеряема. К мысли нужно относиться как к созданию самодействия. Из этого понимания проистекает правильное обращение со следствием мысли. Часто скажут – почему не пресекаем следствие мысли? Но мысль есть новорождённое существо духовного плана. Заметьте, мысль не есть абстрактность, не есть вещество, но есть сущность со всеми признаками самодовлеющего существования…" ("Иерархия", 211).