Найти в Дзене
Прихожанин

«Метанойя», «Обновление» и другие «острова» трезвости

Многим знакома знаменитая фраза святого равноапостольного князя Владимира «Руси есть веселие пити, не можем без того быти», приведенная летописцем Нестором в «Повести временных лет», которую он произнес, обращаясь к послам, убеждавшим его выбрать веру мусульман. И эту фразу про «веселие пити» князь использовал в качестве аргумента для отказа. К сожалению, «веселие» наше превратилось в страшную национальную трагедию, в болезнь, от которой сегодня страдают десятки миллионов соотечественников: мучаются и сами алкоголики, и их близкие, ставшие против своей воли созависимыми, рушатся семьи, страдают дети, гибнут люди...

В Даниловом ставропигиальном мужском монастыре Москвы уже более 15 лет действуют социальные и психологические программы помощи алко- и наркозависимым людям, основанные на известной программе «12 шагов». На территории обители работают две группы анонимных алкоголиков – «Утро» и «Лоза», параллельно активно развивается православная программа реабилитации людей с алкогольной зависимостью «Метанойя» (в переводе с греческого это слово означает «покаяние» «раскаяние», «перемена ума», «переосмысление»). Пять лет назад начала работать новая группа помощи алкозависимым людям – «Обновление». Все эти группы и программы, своего рода «острова» трезвости создал и окормляет игумен Иона (Займовский).

-2

Первой, более 15 лет назад, появилась «Метанойя» – православная программа помощи алкозависимым людям и их реабилитации. Помимо отца Ионы, который является ее руководителем, в ее создании принимали участие врачи-наркологи, волонтеры и замечательный психолог Наталья Меленина. Сегодня собрания участников «Метанойи» проходят еженедельно, по субботам, в Центре духовного развития детей и молодежи, который расположен напротив Данилова монастыря. И раз в неделю собрания «Метанойи» устраиваются в одном из наркологических диспансеров возле метро «Полежаевская».

Есть еще группы «Лоза» и «Утро» – это собрания содружества анонимных алкоголиков, которые занимаются по программе «12 шагов». В группе «Лоза» занятия проходят вечером в монастырской библиотеке, а участники группы «Утро», как легко догадаться из названия, встречаются в библиотеке по утрам.

Собрания «Метанойи» посещают члены и «Лозы», и «Утра». Многие из них уже давно выздоравливают по программе «12 шагов», находятся на пути к исцелению, но им хочется большего: их тянет к Церкви, к Богу. Они хотят не просто говорить о Боге – хотят узнать Христа и Православную Церковь, открыть для себя Христа, ищут пути взаимодействия с Господом. А такое взаимодействие предполагает участие в таинствах, причащение Святых Христовых Таин, постижение святоотеческой мысли и усвоение евангельского духа...

И, наконец, лет 6 назад появилась самая молодая группа анонимных алкоголиков — «Обновление». Встречи этой группы проходят в храме Воскресения Словущего (этот храм находится не на территории Данилова монастыря, а перед южным входом рядом с гостиницей «Даниловская»). Группа «Обновление», как и любая другая группа анонимных алкоголиков, – это по сути своей община, община трезвых людей, еще один «островок» трезвости.

«Обновление» отличается от других групп, которые существуют при Даниловом монастыре тем, что там собрания открытые – может приходить, кто хочет. «Лоза» и «Утро» – группы, где, в основном, проходят закрытые собрания. Это вызвано чисто организационными причинами: занятия проводятся в помещении библиотеки, где очень мало места. А когда в этих группах проходят открытые встречи, – такое случается примерно раз или два в месяц, – то люди вынуждены стоять или сидеть на стульях в коридоре.

Группу «Обновление» назвали так, потому что храм Воскресения Словущего раньше назывался иначе – Обновление храма Господня в Иерусалиме. До революции этот храм принадлежал Данилову монастырю, и здесь совершались различные требы: венчания, крестины. А сейчас настоятелем здесь служит протоиерей Игорь Якимчук, секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям, который находится на территории Данилова монастыря.

Собрания в группе «Обновление» происходят каждый четверг в 7 вечера. Ее участники собираются в доме причта, который находится в трех метрах от входа в храм. Как уже упоминалось, эти собрания открытые, и прийти на них может любой: и алкозависимый человек, и его близкие, так называемые созависимые люди. Они ведь тоже страдают и мучаются, только по-своему – переживая за родного человека: мужа-алкоголика, пьющую жену, сына, пристрастившегося к бутылке…

Костяк группы составляет 10 постоянных участников, а на собрания приходит где-то 20–25 человек, причем люди самые разные: кто-то находится в начале выздоровления, а у кого-то стаж уже 10 или 15 лет трезвости. Многим кажется, что бытовое пьянство – это что-то простое: захочу – выпью, захочу – перестану пить. Но алкоголизм – это коварная болезнь, с которой человеку справиться трудно, особенно в одиночку.

Порой бывает, что человек решил завязать, держится, держится, не пьет 5 или даже 10 лет, а потом вдруг из-за какого-то случайного повода возьмет и сорвется. Известно, что в Москве во время вынужденного сидения дома из-за коронавируса многие люди сорвались и умерли от запоев на больших сроках трезвости: 10–15–20 лет. Не выдержали стресса и вернулись к употреблению алкоголя…

Почему так важно бороться с этой болезнью не в одиночку, а сообща? Когда алкоголик выздоравливает, у него уходит одержимость спиртным, тяга к алкоголю, но это только медицинский аспект. Не менее важен аспект психологический, когда излечивающийся алкоголик делится с другим алкоголиком своим опытом, разговаривает с ним, рассказывает о себе, предлагает свою поддержку. Наставничество – так называемый 12-й шаг к исцелению – очень многое дает зависимым от спиртного людям.

Как считает игумен Иона, основная задача любой группы анонимных алкоголиков – нести весть (помочь) другим алкоголикам, которые страдают от своей болезни и хотят вылечиться. Поэтому неважно, где проходят встречи группы: в храме, наркологическом диспансере, в доме культуры, в каком-нибудь учреждении… Также неважно, на какой зависимости специализируется эта группа: алкогольной или наркотической, игровой или сексуальной.

Гораздо важнее другое – чтобы в группу приходили новички, чтобы она постоянно обновлялась. В любом таком сообществе новичок – главное действующее лицо, зачастую под новичка меняется распорядок собрания. Новичок – дорогой гость на таком собрании.

Поэтому многие участники «Обновления» придумывают различные способы для информирования и привлечения новичков: печатают визитные карточки, небольшие проспекты и просят братию Даниловой обители раздавать их при случае прихожанам. Например, если на исповеди алкоголик или его жена рассказывают о своей беде, священник может сообщить им об «Обновлении» и дать визитку с контактами, телефоном и расписанием собраний.

Опыт миллионов людей во всем мире доказывает, что, применяя в качестве инструмента программу реабилитации «12 шагов», человек, страдающий алкогольной зависимостью и желающий выздороветь, перестает пить, и его жизнь качественно меняется к лучшему. Меняется и физически, и психологически, и духовно.

А если этот человек православный христианин, то у него к лучшему меняются его отношения с Богом. Дело в том, что у алкоголика, если он верующий, нередко возникает обида на Бога. В душе появляется много претензий к Богу, рождается обида на Него: «Как же так? Почему я спиваюсь, умираю? Это Ты виноват...». Он может это даже вслух не произносить, но может так думать.

-3

И как Церкви помочь алкоголику, если тот попросит ее о помощи? Отвечая на этот вопрос, игумен Иона (Займовский) всегда рассказывает о сотрудничестве преподобноисповедника Георгия Даниловского, мощи которого находятся в Покровском храме Данилова монастыря, и Дмитрия Евгеньевича Мелехова, замечательного отечественного психиатра, который еще в советское время писал о духовной составляющей психической болезни. Они близко дружили и умели делегировать друг другу определенные функции: отец Георгий направлял своих прихожан с психическими расстройствами к Дмитрию Евгеньевичу, а тот, в свою очередь, посылал к отцу Георгию тех своих пациентов, которым, как он считал, необходимо духовное лечение, духовная терапия.

По мнению отца Ионы, Церковь должна поступать таким же образом и в подобной ситуации смиренно делегировать, передать функции лечения тем, кто уже сумел преодолеть эту коварную болезнь и может поделиться с другими своим опытом. Игумен Иона нередко вспоминает и настоятеля храма Успения Божией Матери в Путинках отца Алексия Гомонова, который рассказывал о многочисленных случаях, когда к нему за советом и помощью обращались и алкоголики, и наркоманы. Они пытались бороться, срывались, снова боролись и вновь срывались и, приходя на очередную исповедь, говорили отцу Алексию, что, вероятно, Бог не принимает их раскаяние. Как считал отец Алексий, в такой ситуации Церковь должна со смирением отступить и сказать: «Мы, священники, не знаем, как вам помочь, идите в группы анонимных алкоголиков, у них есть опыт выздоровления и хорошие результаты. Пусть они вам помогут».

Поэтому игумен Иона и приглашает всех, у кого есть подобные проблемы, прийти на собрание группы: в «Лозу», «Утро», «Обновление». При этом надо понимать, что все существующие группы анонимных алкоголиков представляют собой светские сообщества. Данилов монастырь с ними просто сотрудничает, но эти группы никоим образом не являются частью монастырской жизни. Церковь лишь предоставляет помещения для проведения собраний: библиотеку – для групп «Лоза» и «Утро», дом причта в храме Воскресения Словущего – для группы «Обновление».

Поэтому и религиозность, церковная принадлежность не являются обязательными условиями для участия в собрании анонимных алкоголиков. Другое дело, что часто, в ходе работы по программе «12 шагов» меняется отношение человека к Богу, и атеист становится членом Церкви. Но участие в жизни Церкви не является обязательным условием участия в жизни анонимных алкоголиков.

Люди могут задать и другой вопрос: а есть ли гарантия того, что программа «12 шагов» поможет? Гарантией, по мнению отца Ионы, свидетельством могут служить те люди, которые прошли эту программу и выздоровели. Но говорить с уверенностью о том, что человек излечился, можно лишь тогда, когда он остается трезвым, не срывается, когда его жизнь меняется кардинальным образом. А это происходит лишь тогда, когда бывшие алкоголики и наркоманы продолжают активно работают с другими алкоголиками, регулярно посещают собрания, несут определенное служение в группе…

Алкоголизм – болезнь страшная, тяжелая, коварная и смертельная. Согласно статистическим данным, в России 95 процентов алкоголиков умирают именно от этой болезни. В группы анонимных алкоголиков приходит ничтожно малое количество людей, кто понимает, что тяжело болен и хочет выздороветь. Но, по словам отца Ионы, который занимается алкоголиками и зависимыми людьми уже более 20 лет, в этих группах происходит великое таинство любви, там дышит Святой Дух. И эта любовь помогает больным людям не пасть духом и оставаться трезвыми. Благодаря общению и поддержке со стороны других алкоголиков, у зависимого человека воскресает вера в себя, к нему возвращается утерянное уважение к себе. Человек обретает силы, для того чтобы начать новую жизнь.

Интересно, что об алкоголизме верующие люди думают по-разному: одни считают, что это страшный грех, который человек совершает против Бога, другие, напротив, полагают, что это испытание, которое Господь посылает человеку.

Но игумен Иона (Займовский) с этими двумя точками зрения не согласен. Он твердо уверен в двух моментах. Первое: что алкоголизм – это болезнь, которую надо лечить, и что программа «12 шагов» на протяжении многих лет доказала свою действенность. А грех, по мнению отца Ионы, может быть в другом, когда человек знает про путь, по которому ему надо идти, чтобы вылечиться, но не идет. В этом и есть грех, так как это проявление гордыни, эгоизма.

Но человек в одиночку нередко просто не может увидеть, понять, что его раздутое эго часто становится причиной алкоголизма. Ему нужно общение с такими же, как он, чтобы понять это в себе и принять.

И второе: по поводу испытания, посылаемого Господом, отец Иона любит вспоминать такую историю. Однажды митрополит Антоний Сурожский беседовал с одним священником, выздоравливающим алкоголиком. И тот ему рассказал о себе: как стал алкозависимым, как потом на религиозно-церковной почве у него произошла ремиссия. Ему казалось, что он исцелен, ремиссия длилась пять лет, а после – болезнь вернулась. «Владыка, – говорил этот священник, – я ушел в монастырь, и там спивался, лежал в наркологических клиниках, был на краю гибели. А потом, узнав про группы анонимных алкоголиков, выбрал путь трезвости. Было тяжело, поначалу всё проходило с трудом и болью. Но теперь, слава Богу, продолжаю выздоравливать». Рассказав свою историю, этот священник спросил владыку Антония: «Почему Бог поначалу дал мне трезвость, а потом забрал ее и вернул лишь тогда, когда я чуть не умер и пошел в группу анонимных алкоголиков?»

Владыка Антоний объяснил это так: сначала Господь вывел священника на трезвый путь, чтобы показать, что Бог есть, и что Он может делать всё, что угодно, потом Он показал этому человеку обе стороны, два пути: один, ведущий к жизни, другой – к смерти. И спас Господь этого священника, когда побудил его заниматься другими алкоголиками, спасать их. В этом проявилась слава Божия. Господь указал священнику на его миссию: спасая других несчастных, он спас самого себя.

Вот в этом, с точки зрения отца Ионы, и заключается главный смысл взаимопомощи в группах анонимных алкоголиков: через открытость и общение, путем искренности, активно помогая другим таким же алкозависимым людям, человек спасает самого себя, выздоравливает и обретает новую жизнь. Это ли не настоящее обновление?

Петр Селинов