Найти тему

Один день в Санкт-Петербурге. Улицы, храмы, мосты

Заканчивается наше путешествие в Санкт-Петербурге. Мы едем в Москву. Сначала я провожаю Валентину. Она едет днем на "Ласточке". А у меня поезд вечером, я сдаю вещи в камеру хранения и отправляюсь на экскурсию по городу.

Чтобы долго не заморачиваться куда мне пойти и зачем, подхожу прямо у вокзала к стойке туроператора. За 1700 рублей мне предложили автобусную экскурсию по городу с заездом в храм Ксении Петербуржской и теплоходную экскурсию по каналам. По времени мне как раз подошло.

Экскурсовод рассказывал по дороге интересные истории. Проезжая один из мостов, мы видим как ремонтируется набережная канала и из чего она состоит.

-2

Около Храма Спас на крови мы вышли, немного размялись. Храм построен на месте покушения на Александра II, в результате которого он скончался. При этом сооружен он как мемориал на деньги, собранные по всей России, в качестве искупительной жертвы народа за мученическую смерть царя-освободителя. Возводили его с применением новых технологий, здание полностью электрифицировано. Храм не был приходским и находился на государственном содержании, в ведении министерства внутренних дел. И в царской России туда пускали только по пропускам. В советское время его три раза хотели разобрать и каждый раз что-то останавливало. Во время войны здесь находился морг, потом хранили картошку, а после войны - склад декораций Малого оперного театра. В 1961 году в центральном куполе обнаружили неразорвавшийся немецкий фугас, он пролежал там 18 лет. Сейчас в храме находится филиал музея "Исаакиевский собор". Есть что посмотреть, и снаружи, и внутри, а в истории храма есть много легенд и мифов. Рядом находится один из самых известных парков - Михайловский сад.

Дальше наш маршрут лежит на Смоленское кладбище. Оно одно из самых древних. Появилось оно на месте погоста на Васильевском острове в 1738 году. Здесь хоронили первых строителей города, которые были в основном со Смоленщины.

Про Ксению Петербуржскую знают наверное все в нашей стране, не только петербуржцы. Хотя она и считается их покровительницей, сюда едут паломники со всей России. Считается, что если обойти часовню против часовой стрелки три раза - желание исполнится. У меня желаний в общем-то никаких не было, но я сделала три круга и немного постояла у стены. А потом пошла по аллеям. Совсем недалеко находится мозаичная икона Христа. Это место, где когда-то по ночам молилась Ксения Блаженная. Кладбище хоть и старое, но видны новые захоронения, а есть уже такие древние, за которыми давно никто не ухаживает.

В заключение экскурсии нас завезли в сувенирный магазин и "нижнюю гардеробную" (так раньше назывался просто туалет).

Меня потом высадили на Невском около причала на Мойке. И я уже одна отправилась на причал, а потом на теплоходе по каналам Питера. Как я потом посчитала, мы прошли под 28 мостами, прошлись по Мойке, Неве, Фонтанке и Крюкову каналу. Расскажу по порядку немного обо всех мостах.

Первый мост на пути нашего следования - Зеленый, раньше он назывался Полицейским. По нему проходит Невский проспект и на берегу стоят памятники архитектуры - Строгановский дворец, ныне филиал Государственного Русского музея; Дом генарал-полицмейстера Н.И.Чичерина (здесь Александр Грин написал "Алые паруса"), ныне отель; дом купца Котомина (сюда перед самой дуэлью заезжал А.С.Пушкин).

Следующий мост - Певческий, названный по расположенной рядом Придворной певческой капеллы. Хотя сначала его назвали Желтым, так как через Мойку уже было 3 цветных моста - Красный, Синий и Зеленый. Певческий мост расположен в самом «сердце» исторического центра Петербурга. На левом берегу Мойки у моста стоит здание Государственной академической капеллы, построенное в 1886–1889 годы по проекту архитектора Леонтия Бенуа. На правом берегу с моста открывается вид на Дворцовую площадь. Это четвёртый по ширине мост в Петербурге после Синего, Аптекарского и Казанского.

Если идти дальше по Мойке, то можно сразу выйти в Фонтанку, но мы сворачиваем. Проходим по Зимней канавке под тремя мостами: 2-й Зимний, 1-й Зимний и Эрмитажный и выходим в Неву.

Здесь мы проходим всего под одним мостом Троицким и заворачиваем в Фонтанку. Пока шли по Неве автобусы на мосту нисколько не продвинулись.

Череду мостов открывает Прачечный. Мост был построен в 1769 году и дошел до наших дней почти без изменений, как в конструкции, так и в архитектурном облике. Свое название мост получил по дворцовым прачечным, расположенным на левом берегу реки Фонтанки, у Сергиевской улицы (ныне ул. Чайковского). С правого берега начинается Летний сад. На берегу стоит Летний дворец Петра I, построенный в начале XVIII века по проекту Доменико Трезини. Этот дворец – одно из немногих каменных зданий петровской эпохи, которые дошли до нас практически в первозданном виде.

На гранитной стене набережной установлен памятник Чижику-пыжику. Бросая монетку в Фонтанку, постарайтесь попасть в Чижика, и тогда ваше загаданное желание обязательно сбудется.

Пантелеймонову мосту в следующем году будет 115 лет. Перильное ограждение представляет собой ряды дротиков с накладными щитами, украшенные воинской атрибутикой. А на въездах стоят торшеры в виде пучков пик, перевитых венками. Сверху на них установлена фигура двуглавого орла.

В 1923 году Симеоновский мост был переименован в честь русского литературного критика В.Г.Белинского (1811–1848), который в разное время жил на набережной реки Фонтанки. На правом берегу, на площади Белинского, расположен Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк, бывший Цирк Чинизелли.

А мы опять пересекаем Невский проспект, в этот раз под Аничковым мостом. Первый мост через Фонтанку по оси Невской Першпективы был сооружен по указу Петра I от 1715 года. Строительство моста обошлось казне в 50 рублей. Переправа сооружалась силами инженерного батальона под командованием инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался неподалеку, в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой». По имени своего строителя получил название и Аничков мост. А еще он знаменит конями, которые в одну сторону скачут неподкованные, а в другую уже с подковами.

Мост Ломоносова — единственная из переправ через Фонтанку, построенных по типовому проекту Ж-Р. Перроне, которой за 130 лет удалось сохранить свой архитектурный облик почти неизменным.

В 1878 году на берегу реки Фонтанки напротив Лештукова переулка открылся Театр Литературно-артистического кружка, впоследствии – Театр Литературно-художественного общества, который горожане вскоре окрестили Суворинским по его владельцу — издателю, драматургу, общественному деятелю А.С.Суворину. Театр был популярен, и чтобы зрителям было удобнее добираться на представления, через Фонтанку устроили лодочный перевоз. Решетка перильного ограждения металлическая художественного литья, мотивом ее верхнего пояса послужил занавес Большого драматического театра. Освещают мост фонари в форме декорированных торшеров.

Название переулка, в створе которого расположен мост, происходит от усадьбы Жана-Армана Лестока (Лештука) — лейб-медика императрицы Елизаветы Петровны. В 1780-х годах, когда строилась гранитная набережная Фонтанки, через усадьбу врача проложили дорогу, которая и стала впоследствии Лештуковым переулком. В петербургском фольклоре за мостом закрепилась фраза: «Нет ли лишнего билетика?». БДТ всегда был самым популярным в городе, и попасть на его спектакли было непросто, поэтому любители искусства пытались купить билеты с рук на подходах к театру.

С 1717 года чуть ниже по течению от нынешней Гороховой улицы, которой тогда не существовало, на некоторых планах Санкт-Петербурга был обозначен наплавной мост. Постоянная переправа на месте Семеновского моста, деревянная на свайных опорах, была построена в 1738 году. Семеновский лейб-гвардии полк, чье имя получили и мост, и площадь, был сформирован Петром I в 1691 году в подмосковном селе Семеновском. Полк участвовал во всех знаменитых сражениях русского войска, в том числе в Полтавской битве и в Отечественной войне 1812 года.

-17

История Горсткина моста связана с именем неутомимого энтузиаста — инженера Л.Н.Колпицына, который построил мост на собственные средства

Горсткин мост – один из самых незатейливых в инженерном и архитектурном отношении мостов в центральной части Санкт-Петербурга. Зато интерес представляет электростанция, расположенная на левом берегу реки Фонтанки. ЭС-3 Центральной ТЭЦ ПАО «ТГК-1» — пионер промышленной теплофикации в России. Она была введена в эксплуатацию 22 мая 1898 года и до 1917 года носила название «Электростанция Бельгийского анонимного общества электрического освещения». За четыре трубы, торчащие вверх из-за корпусов, ЭС-3 в народе называют «мертвым осликом».

-18

Обуховский – один из старейших мостов Петербурга. Первая в этом месте переправа через реку Фонтанку появилась в 1717 году после прокладки дороги на Саарскую мызу (позднее – Царскосельская першпектива, по трассе которой ныне проходит Московский проспект). Это был деревянный балочный мост с поперечной щелью для пропуска мачтовых судов. На время прохода и проезда по мосту щель закрывали подъемными щитами. Название мост получил по имени строительного подрядчика — «посадского человека» Обухова.

Обуховский мост дал свое название Обуховской предмостной площади на правом берегу реки Фонтанки. Здесь расположен Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. Напротив входа в университет разбит Обуховский сквер, в центре которого установлен памятник основателю этого учебного заведения, выдающемуся российскому государственному деятелю, ученому, инженеру и архитектору испанского происхождения — Августину де Бетанкуру.

Первая деревянная переправа через реку Фонтанку в этом месте появилась между 1744 и 1753 годами — впервые мост был зафиксирован на плане Петербурга в 1753 году. Мост получил название Измайловский по лейб-гвардии Измайловскому полку, расквартированному на левом берегу реки Фонтанки.

-20

Троице-Измайловский собор (Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка), на который открывается вид с Измайловского моста, был сооружен в 1828 – 1835 годах в стиле ампир по проекту архитектора В.П.Стасова. Интересно, что в этом соборе 15 февраля 1867 года венчался писатель Ф.М.Достоевский с А.Г.Сниткиной, а 6 ноября 1894 года здесь отпевали композитора, пианиста А.Г.Рубинштейна.

-21

Необходимость сооружения моста у истока Крюкова канала связана с прокладкой теплофикационных труб через Фонтанку. Красноармейский мост — сравнительно молодой, но он органично вписался в окружающую историческую застройку набережной реки Фонтанки.

-22

На Фонтанке расположены еще 4 моста, но наш теплоход заворачивает под Смежный мост Крюкова канала.

Крюков канал - искусственный, прорыт в 1719 – 1720 годах под руководством старшего подрядчика строительных работ Семена Крюкова, в честь которого и получил свое название. До 1780-х годов канал соединял реки Неву и Мойку, в 1782–1787 годах он был продолжен до реки Фонтанки, а берега канала одеты в гранит.

В те же годы через Крюков канал перекинули шесть одинаковых мостов по типовому проекту. Мосты через канал не являются объектами культурного наследия, но три из них входят в уникальную панораму «Семимостье», привлекающую многих туристов, фотографов и художников: Старо-Никольский, Кашин и Смежный. С Пикалова моста через канал Грибоедова можно увидеть шесть мостов (три через канал Крюкова, а три через канал Грибоедова). По легенде «Семимостье» исполняет желания: для этого 7-го числа любого месяца в 7 часов вечера нужно встать на Пикаловом мосту и загадать желание, поворачиваясь по часовой стрелке.

-24

Почти на берегу стоит колокольня Николо-Богоявленского собора. Красоты ее не видно, потому что она на капремонте.

-25

Торговый мост и мост Декабристов расположены между основной и второй сценами Мариинского театра, разделенными Крюковым каналом.

Главное здание Мариинского театра было построено в 1860 году по проекту Альберта Кавоса. Новый оперный театр назвали Мариинским в честь супруги императора Александра II — императрицы Марии Александровны. Здание выполнено в стиле классицизм; внутреннее убранство театра поразило современников своим великолепием. Интерьеры «Мариинки» и сегодня считаются одними из красивейших в мире.

Вторая сцена Мариинского театра была построена в 2005–2013 годах на месте снесенного Дворца культуры и техники им. Первой Пятилетки, который, в свою очередь, расположился на месте Литовского (бывшего Торгового) рынка. Архитектурное решение второй сцены Мариинского театра вносит определенный диссонанс в окружающую застройку и вызывает много споров.

240-летний юбилей отмечает Матвеев мост, перекинутый через Крюков канал в месте его пересечения с рекой Мойкой. Построенный в 1785 году, мост сменил много названий, но сохранил свой исторический архитектурный облик.

На правом берегу Мойки, ниже Матвеева моста, расположен остров Новая Голландия с уникальным архитектурным комплексом XVIII века, созданным для нужд Адмиралтейства. До 2004 года остров занимали службы Балтийского флота, затем постройки были переданы городу и стартовал проект реконструкции Новой Голландии. С теплохода видны только деревья, а за ними старое здание. Кажется, что там расположен завод или фабрика.

Мы выходим в Мойку и сразу попадаем под Краснофлотский мост.

-28

Выше по течению, в здании бывших Крюковских казарм, с 2014 года находится Центральный военно-морской музей. Это один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира. Он обладает одним из самых богатых собраний моделей кораблей. Гордость музея — знаменитый ботик Петра I.

Двойной юбилей отмечает в 2023 году Поцелуев мост через реку Мойку. 285 лет первой пешеходной деревянной переправе и 207 лет — проезжему мосту на каменных опорах. Архитектурный облик переправы с начала XIX века дошел до нас практически неизменным.

Поцелуев мост окружен городскими легендами из-за своего романтического названия. По одной из них, в XVIII веке граница города проходила по реке Мойке, и мост служит местом расставаний и встреч. Другие предания гласят, что здесь прощались со своими возлюбленными моряки Гвардейского Флотского экипажа, арестанты близлежащей тюрьмы или просто тайные любовники.

Старинный петербургский обычай предписывал целоваться на этом мосту не только влюбленным, чтобы никогда не расставаться, но и просто знакомым — независимо от степени близости и родства, — на счастье.

-29

4 августа 2024 года 200-летний юбилей отмечает Почтамтский цепной пешеходный мост через реку Мойку. Это единственный в Петербурге висячий мост, где сохранилась (точнее, была восстановлена) оригинальная конструкция, созданная в первой четверти XIX века.

-30

На левом берегу реки Мойки недалеко от Почтамтского моста расположен двухэтажный дом желтого цвета (дом № 86). Здесь жил знаменитый архитектор Огюст Монферран в годы строительства Исаакиевского собора. В 1836–1839 годах зодчий переделал дом под свой особняк.

На правом берегу стоит обратить внимание на бывший Дворец культуры работников связи (ныне региональный учебный центр Почты России), перестроенный из бывшей Немецкой реформатской церкви.

-31

Синий мост, самый широкий в Санкт-Петербурге, отмечает 285-летний юбилей. В 1737 году в этом месте был открыт первый деревянный мост через реку Мойку. Благодаря рекордной ширине, Синий мост стал своего рода «мостом-невидимкой» — многие воспринимают его не как переправу через реку Мойку, а как часть площади.

Петербургское поверье гласит, что Синий мост способен возвращать здоровье: достаточно попросить об этом, прикоснувшись к чугунным перилам.

Красный мост через реку Мойку в створе Гороховой улицы — один из старейших мостов Санкт-Петербурга. В 2022 году переправа отмечает свой трехсотлетний юбилей. Интересно, что первое название моста было — Белый.

Интересна история «цветных мостов» через Мойку — изначально их было четыре: Желтый (ныне Певческий), Зеленый (ранее Полицейский и Народный), Красный (изначально Белый) и Синий. Однотипные мосты располагались близко друг к другу, и жители их часто путали. Такое неудобство было решено устранить при помощи цвета.

-33

И мы возвращаемся к причалу. Возможно я даже ошиблась где-то с фотографиями мостов, очень сложно запомнить все, пройдя под таким количеством мостов.

Кроме мостов можно еще увидеть жизнь города со стороны. Посмотрите еще немного фотографий города.

Я успеваю поесть в столовой у вокзала и иду на посадку в свой двухэтажные вагон.

Я еду в Москву. До свидания Питер и как потом оказалось не надолго.

#погородамиселам #явдорогеявпути #летнийотпуск #санктпетербург #каналыимосты #ксегияпетербуржская #спаснакрови #дворцоваяплощадь