Найти тему
О Москве нескучно

История самой Студенческой улицы Москвы

Оглавление

Когда здесь появилась улица, и что на ней располагалось? Почему её название изначально было связано с извозом и ямщиками? Правда ли, что вплоть до 1950-х тут ещё можно было встретить огороды? Для чего здесь построили студенческий городок? А также - откуда взялось современное название улицы? И как она изменилась в последние годы из-за реконструкции? Об этом и не только расскажу сегодня.

Ямщики, пустые земли, огороды

Не так давно писал про станцию метро "Студенческая" Филёвской линии. Ссылку на статью для тех, кому интересно, оставлю в конце текста. В том материале я вскользь упомянул об одноимённой улице, по которой и присвоили название станции. Однако #история Студенческой улицы весьма интересна и заслуживает отдельного рассказа. В наше время это узкая дорога (после реконструкции проезжей части, а также увеличения ширины тротуаров). Пролегает между Киевской улицей и Кутузовским проспектом до пересечения с улицей Раевского. После него она приобретает иное название - "Платовская".

Когда-то неподалёку от этих земель располагалась Дорогомиловская слобода. Основным населением в ней были ямщики. То есть люди, которые занимались извозом. Однако в районе современной улицы никто не жил. По крайней мере, так утверждал известный историк П.В. Сытин. Только в 1900 году, когда южнее появилась железная дорога от будущего Брянского (ныне Киевского) вокзала, территорию начали застраивать небольшими деревянными домами. Местность получила название "Новая Дорогомиловская слобода". На картах же 19 столетия и даже первого десятилетия 20 века здесь была какая-то дорога, очертания которой напоминали современную улицу. Но территории около неё пустовали.

И даже после того, как улица стала появляться на планах города, её название указывать нужным не считали. Хотя оно существовало: 2-я Ямская. В честь извозного прошлого окрестностей. Некоторые историки считают, что в 17-18 веках именно вдоль будущей могли жить ямщики. Другие специалисты говорят (карты их точку зрения подтверждают), что местность пустовала до начала 20 столетия. В 1900-х годах северную сторону улицы, ближе к Можайскому шоссе (так в те времена именовался современный Кутузовский проспект), занимала малоэтажная деревянная застройка. Способствовала развитию окрестных земель и появление в 1908 году Окружной железной дороги со станцией "Кутузово". Однако южную сторону улицы всё также занимали огороды.

Есть ли разница между извозчиком и ямщиком

В 1922 году случилось переименование улицы во 2-ю Извозную (так везде пишут, на картах новое название встречается с 1925). В те времена ещё существовала улочка между современной Студенческой и Кутузовским проспектом. Её нарекли 1-й Извозной (в начале 1960-х она окончательно исчезла). Дорога находившаяся южнее, стала 2-й Извозной улицей. Возможно, переименование потребовалось, чтобы избежать путаницы. Там, где позже построили станцию метро "Маяковская", уже имелось несколько Тверских-Ямских улиц. Поэтому, видимо, решили в Дорогомилове названия поменять, но сохранить смысловую нагрузку.

2-я Извозная улица на фрагменте карты Москвы 1925 года. С сайта www.retromap.ru.
2-я Извозная улица на фрагменте карты Москвы 1925 года. С сайта www.retromap.ru.

Конец 1920-х годов был периодом бурного развития улицы. Здесь решили построить студенческий городок из нескольких общежитий. В то время стало модным получать высшее образование. В Москву приезжало много студентов и преподавателей с семьями. В дореволюционные времена учащиеся обычно снимали дешёвое жильё, часто в не самых приятных районах города. Советские чиновники решили от этой практики во что бы то ни стало уйти. Для этого требовалось создать нуждающимся более-менее комфортные условия. Так и пришла идея студенческого городка. Разместить его решили на 2-й Извозной улице.

На участке между Киевской и Окружной железными дорогами выросли восемь 6-этажных корпусов в стиле конструктивизма. Проект зданий создали архитекторы Борис Гладков, Павел Блохин и Алексей Зальцман. Жильё здесь было двух типов. Проживающим без семьи предоставлялись комнаты с типовой мебелью площадью 14 метров. В них заселяли по два человека. Семьям с одним ребёнком давали помещение чуть больше 20 квадратов. Помимо жилой комнаты, там были комната для занятий и умывальная. Кухни, туалеты и душевые находились в общем коридоре. Изначально большая часть обитателей общежития была связана с Горным Институтом (на Ленинском проспекте). С годами заселять сюда стали студентов и преподавателей многих других столичных ВУЗов.

Почему Студенческая

Несмотря на появление студенческого городка и другой застройки на улице, здесь всё также сохранялись огороды, пусть их размеры и стали немного меньше. Окончательно исчезли они только к началу 1950-х. Чуть раньше, в 1947 году, во все дома по улице провели газ. 2-я Извозная была весьма оживлённой. Уже в 1936-м тут запустили трамвайное движение. Всего здесь ходило три маршрута: №30, №31 и №42. Все они следовали до конечной остановки "Фили". Другой пункт назначения периодически менялся. Через 22 года закрыли трамвай №42 из-за ликвидации путей на Садовом кольце в районе Крымского вала.

Многим студентам в 1950-х этот маршрут был очень удобен, так как он ходил до Калужской заставы. То есть на нём можно было без пересадок доехать к Горному институту. Трамваи №30 и №31 продержались немного дольше. Они перестали ездить в 1961-м. В начале предыдущего десятилетия, то есть в 1952 году, поменялось и название улицы. Теперь она именовалась Студенческой, в честь городка с общежитиями. Историк А.И. Сизоненко в качестве причины называл настойчивость одного местного пенсионера.

Деревянные дома на Студенческой улице сохранялись до начала 1960-х годов. Вид из здания №22к3 в сторону улицы Раевского, 1960. Фото автора Квурт, с сайта www.pastvu.com.
Деревянные дома на Студенческой улице сохранялись до начала 1960-х годов. Вид из здания №22к3 в сторону улицы Раевского, 1960. Фото автора Квурт, с сайта www.pastvu.com.

По словам исследователя, пожилой мужчина буквально замучил местных чиновников своими разными предложениями по улучшению жизни района. Было ли этого достаточно для переименования, неизвестно. Тем не менее, улица стала называться Студенческой. Некоторые учёные до сих пор выступают за то, чтобы вернуть ей историческое имя, в честь живших пару столетий назад неподалёку извозчиков.

Смена внешности

С годами движение на Студенческой улице становилось всё спокойнее. В 1961 году перестали ездить шумные трамваи. Вроде бы потом наладили движение автобусов. Но информация противоречивая. Где-то написано, что до 1993 здесь ходили автобусы №201 и №240. Однако если посмотреть их трассы следования в те времена, маршруты не проходили по Студенческой улице. В любом случае, уже много лет движения общественного транспорта здесь нет. Оно сосредоточено на Кутузовском проспекте.

Сама Студенческая до реконструкции выглядела, как тихая улочка, утопавшая в зелени. В 2019 году облик дороги обновили. Сделали широкие тротуары, а проезжу часть сузили. Выглядит красивее, чем раньше. Только помимо габаритов улицы, похоже, что уменьшилось и количество деревьев. Но в любом случае это приятное место недалеко от центра города. Здесь уже практически не слышно шума Кутузовского проспекта. Можно спокойно прогуляться, например, до метро "Студенческая" Филёвской линии и подумать о чём-то своём.

Ниже, как и обещал, ссылка на статью про станцию "Студенческая":

Метро "Студенческая": какой она была и во что превратилась теперь

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!