"Мону Лизу", написанную Леонардо да Винчи в начале 16 века, часто называют самой известной картиной в мире. Но, несмотря на все, что мы знаем об этом произведении искусства, все еще остается ряд нерешенных вопросов. Вот взгляд на пять неразрешенных тайн, окружающих Мону Лизу.
1. Какое название (если таковое имеется) на самом деле дал картине Леонардо да Винчи?
Известность названия "Мона Лиза" скрывает важный факт: нет никаких свидетельств того, что сам Леонардо использовал его. Труды историка искусства Джорджо Вазари содержат одно из самых ранних описаний этой работы. Он рассказал об этом в своей биографии Леонардо в “Жизнеописаниях самых выдающихся итальянских архитекторов, художников и скульпторов”, более известной как "Жизнь художников" (1550): "Леонардо взялся выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, своей жены". Рассказ Вазари - это первое известное использование ныне известного имени, и он не утверждает, что работа на самом деле имела это название, просто используя его для описания работы в целом (“портрет Моны Лизы, его жены”).
Элемент Mona в названии также является неправильным написанием Monna, итальянского термина, использовавшегося в то время для обозначения женщины высокого статуса (сокращение от термина mia donna, или “моя леди” на английском языке). Леонардо не упоминает напрямую о картине в своих заметках, поэтому остается неизвестным, какое название (если таковое имеется) он дал бы ей сам.
2. Где находится пейзаж на заднем плане Моны Лизы?
Объект Моны Лизы сидит перед пейзажем с деревьями, дорожками. и отдаленные вершины холмов. Что не ясно, так это идентичность этого местоположения. Было даже предположение, что фон был воображаемым и не предназначался для воспроизведения реального места. Тем не менее, был выдвинут ряд аргументов в пользу мест, которые действительно существуют: одним из них является город Боббио на севере Италии, в котором есть мост, похожий на тот, что изображен на фоне Моны Лизы, в то время как другие предложили долину реки Арно в Тоскане.
3. Почему Джорджо Вазари описал Мону Лизу как незаконченную?
Еще одна тайна, окружающая картину, связана с различием между описанием Вазари в "Жизнеописаниях художников" и работой, какой она предстает перед нами сегодня. Одна из особых странностей заключается в том, что историк искусства описывает Леонардо как не завершившего картину: "После четырех лет работы над ней он оставил ее незаконченной". Тем не менее, картина в Лувре не кажется заметно неполной, с большим количеством деталей, посвященных особенностям пейзажа, а также образу самой женщины. Одна из возможностей заключается в том, что любой незавершенные элементы были завершены позже другими, отсюда и ее нынешний вид. Однако кажется маловероятным, что двор короля Франции, который получил картину, будет вмешиваться в работу уважаемого художника.
4. Почему на Моне Лизе видны только края колонн с обеих сторон?
Одна из самых необычных особенностей картины заключается в том, что на ней изображены края оснований колонн с обеих сторон, но не показаны сами колонны целиком. В течение многих лет это приводило людей к выводу, что картина была обрезана, а часть материала утеряна (как это было в случае с некоторыми другими известными картинами, такими как "Ночной дозор" Рембрандта, который был обрезан в 18 веке, чтобы его было легче выставить в музее).
В начале 1990-х годов профессор искусств Франк Зеллнер исследовал Мону Лизу без рамы и пришел к выводу, что она не была обрезана [PDF]. Леонардо написал портрет на дереве, а не на холсте, что позволило легче определить, что исходный материал не был изменен после удаления рамы. Вопрос о том, почему он, должно быть, решил показать только край столбцов, вместо того, чтобы сделать четкий выбор, включать или исключать их, остается без ответа.
5. Создал ли Леонардо да Винчи более одной версии Моны Лизы?
Одна из самых распространенных теорий о Моне Лизе заключается в том, что Леонардо, возможно, нарисовал более одной ее версии. Картина также известна под итальянским названием "Джоконда" (по-итальянски "Улыбающаяся"). Художник Джованни Паоло Ломаццо, писавший в конце 16 века, однажды заявил, что “два самых красивых и важных портрета Леонардо - это Мона Лиза и Джоконда”. Это говорит о том, что в этот период они рассматривались как две разные картины, а не как альтернативные названия одной и той же работы.
Возможность другой версии портрета также подтверждается знаменитым эскизом Рафаэля, сделанным во время посещения мастерской Леонардо. Она в некоторых отношениях отличается от картины из Лувра и четко показывает две целые колонны на заднем плане.
После изучения неповрежденной природы картины из Лувра в 90-х годах Зеллнер пришел к выводу, что, возможно, Леонардо создал вторую версию работы, в которой были показаны целые колонны [PDF]. В качестве этой второй Джоконды был предложен ряд других картин, наиболее известной из которых является “Мона Лиза из Айлворта”, но ни одна из них не была окончательно установлена на сегодняшний день.
Спасибо за дочитывание!
Если понравилось ставь 👍, А также подписывайтесь ,будет много интересного!
Читайте также:
Другие публикации канала
7 пугающих фактов о реальных вампирах Европы
10 человек, подозреваемых в том, что они Джек Потрошитель