Найти в Дзене
Очерки на полях

Что делать если ты хер пойми, что делать или как аниме помогло математикам решить 25-летнюю проблему и почему на ЕГЭ вы тупеете ?

Что делать если ты в тупике? Ситуация знакомая каждому, особенно когда мир всё время заставляет тебя решать задачи. Их используют для оценки интеллектуальных характеристик и профессиональных навыков при приеме на работу или курсы обучения, да и судьба нередко ставит в дилемму двух стульев. В связи с этим существует вопрос - "Как я могу повысить вероятность того, что я успешно решу поставленную задачу?". Но этот пост будет посвящен не способам повышения эффективности своего интеллекта (если вам будет интересно, я могу написать про это отдельный пост) или других способностей, а способам манипуляции с задачей. Ведь как показывает практика, вероятность того, найдете вы решение или нет, зависит не только от ваших интеллектуальных способностей, но и от внешних факторов, сопровождающих процесс размышления.

Эмоциональная поддержка

В 1993–1995 гг. под руководством профессора В.Н. Дружинина проводилось исследование. Его целью было понять, как внешнее воздействие влияет на результат выполнения интеллектуального теста. В исследовании участвовало 4 группы подростков, решающих тесты.

• В 1-й группе экспериментатор оказывал эмоциональную поддержку тестируемому в сочетании с контролем за его действиями. Перед выполнением каждого из заданий экспериментатор требовал рассказать, что сейчас надо делать. После того, как испытуемый пересказывал содержание инструкции, ему говорили: «Хорошо, молодец, начинай». После выполнения очередного задания экспериментатор спрашивал: «Почему ты так думаешь? Объясни пожалуйста». После того, как испытуемый объяснял, экспериментатор говорил: «Хорошо, спасибо, ты молодец». (или: «ты отлично справился», «Ты очень хорошо соображаешь», «С тобой приятно работать».

• Во 2-й группе (контроль при отсутствии эмоциональной поддержки) перед каждым из заданий и после его выполнения экспериментатор задавал те же вопросы, но уже не подбадривал испытуемого

• В 3-й группе (отсутствие контроля при наличии эмоциональной поддержки) после решения очередной задачи экспериментатор говорил испытуемому слова поддержки, не задавая вопросов.

• В 4-й группе (отсутствие контроля и эмоциональной поддержки) Испытуемый выполнял задания, а экспериментатор никак не реагировал, вел себя нейтрально.

В результате этого эксперимента было показано, что наилучшие результаты показала 1-я группа, причем отличия были довольно существенными - 10-15 баллов iq по сравнению с 4 группой (А за такую разницу, между прочим, мать Фореста Гампа переспала с директором). Дальнейшее исследование показало, что контроль больше помогает неуверенным испытуемым, а эмоциональная поддержка - тем, кто уверен в своем успехе.

Какие выводы мы можем сделать? Эмоциональная поддержка и контроль довольно существенно увеличивают силу интеллекта, причем хочу обратить ваше внимание, что при контроле, экспериментатор всего лишь задавал общие вопросы, не давая подсказок, иными словами, такие вопросы и поощрения может вам давать кто угодно, в том числе и вы сами. А вот напряженная атмосфера, наоборот, снижает когнитивные способности

-2

Аниме на острие науки

В сентябре 2011 года анон с 4ch задался вопросом: сколько серий аниме, Меланхолия Харухи Судзумии нужно посмотреть, чтобы охватить все возможные хронологические миры? Дело в том, что в оригинале серии выходили не в хронологическом порядке, а как бы рандомно, и по сюжету аниме, это является определенным таймлайном. То есть потенциально, смотря серии в другом порядке, вы просто получаете альтернативный таймлайн. Так вот, задача: Есть N серий аниме. Вы хотите посмотреть эпизоды во всех возможных последовательностях. Какое будет наименьшее количество просмотренных серий? Повтор последовательностей не допускается. И мы должны посмотреть все такие повторы «за один присест».

Допустим, у нас есть набор, в котором две серии — A и B. Тогда все возможные пермутации (перестановки) — это AB и BA. Для этого ряда суперперестановка — такая строка, в которой будут все возможные перестановки, будет ABA. Если у нас есть серии A, B и C, то всех возможных перестановок будет 6 — ABC, ACB, BAC, BCA, CAB, CBA. И последовательность ABCABACBA — будет самой короткой суперперестановкой с длиной 9.

Ответ: n! + (n-1)! + (n-2)! + n-3 (для n≥2). Другой аноним приводит алгоритм подсчёта и доказательство правильности формулы. Согласно такой формуле, чтобы посмотреть все возможные хронологические последовательности первого сезона Харухи Судзумия, в котором 14 серий, необходимо посмотреть, как минимум 93 924 230 411 серий подряд. Математик Джей Пантон нашел этот пост с 4ch перевел доказательство на язык математики, и запостил эту статью указав в соавторстве "Аноним с 4ch".

О чем же нам говорит эта история? Саму проблему наилучшей границы перестановок математики не могли решить около 25 лет, в то время как аноним смог справиться с этой задачей за довольно короткий срок. В интеллектуальных способностях математического сообщества сомневаться не приходится, да и разница у них была даже больше, чем у анона (если им руководил чистый интерес, то математики поверх этого ещё и деньги получают). Суть отличия между математиками и анонимом в том, что у него был наглядный пример, в то время как математикам приходилось размышлять в абстрактных категориях, что в свою очередь делало задачу сложнее. Пример отвлечённый от человеческого опыта сложнее воспринимать, и как следствие, сложнее найти решение для проблемного вопроса. По этой же причине очень эффективно игровое обучение. И по этой же причине задачки в школе представлены на конкретных примерах (Например, все эти смешные истории про арбузы и тугрики или кредиты из ЕГЭ по математике).

-3

Инсайт и способы его провокации

Популярное нынче слово "Инсайт", удачным переводом которого будет слово озарение, было разработано гештальт-психологами именно во время исследований Мышления. Мышление принято изучать на процессе решения задач: репродуктивных - решение которых человек нужно воспроизвести, или творческих - тех, где решение нужно придумать самому. Благодаря этому, в психологии разработана модель психологической структуры задачи.

Задача, по своей сути, состоит из Условий (У) т.е. ситуация и те элементы с которыми мы работаем, Требования (Т) т.е. целей, которых нужно достичь, и Инструментов (И) – операций, которые надо сделать чтобы прийти от ситуации к требованиям. Таким образом схему решения задачи можно представить в виде У => И => Т . Надо понимать, что необходимых для решения операций может быть несколько, тогда мы просто дописываем необходимое количество И между У и Т, другими словами, у нас получается пошаговая инструкция.

В репродуктивных задачах все инструменты нам должны быть известны, так это работает, например, в школе: нас учат тому, как определять постановку знаков препинания при деепричастном обороте, а затем просят, собственно, расставить эти знаки препинания в обороте. Суть таких задач в том, чтобы вспомнить все И, а затем применить их в правильной последовательности. Так как же себе помочь с этим? Восстанавливать в памяти И можно с двух сторон, со стороны У и со стороны Т. Как правило, от Т идти легче, так, например, при необходимости найти корни квадратичного выражения, на ум сразу приходит дискриминант, и следующий вопрос уже состоит в том, как выражение можно привести к формуле дискриминанта, что актуализирует в памяти другие И. Но можно пойти и со стороны У, посмотреть какие из известных вам операций вы можете сделать с данными условиями, в примере про квадратный корень, вы сначала увидели что выражение можно сгруппировать до формулы дискриминанта, а затем догодались что с его помощью можно найти корни. Но, идти от У как правило сложнее, потому что вы можете не вспомнить какие-то И, и пробовать каждый операцию дело не быстрое, но, как говорится, на безрыбье и задница - соловей.

В творческих задачах тоже можно использовать подбор И с начала и конца, в надежде что они сойдутся и образуют целостное решение, но творческие задачи на то и творческие, что заготовленных И на них нет и нужно придумывать новые 🤭. Вообще, вот эту схему (У => И => Т) принято считать антиципирующим (предвосхищающим) образованием, т.е. мозг на основе опыта может предугадывать некоторые связи и таким образом соединять все элементы в цепочку. Образование целостной цепочки, собственно, и называется инсайтом. Отсюда, способа "спровоцировать" инсайт 2. Первый, уже описанный выше - поэтапный разбор связей и поиск затупа, того места, где дебит не сходится с кредитом. Составляя пошаговые схемы, вы находите конкретные проблемные точки и можете сосредоточить свое внимание на них, подбирая и придумывая И. Более того, такой скрупулёзный анализ помогает не допускать ошибок. Альтернативный вариант - работать со структурой задачи, понять как У соотносится с Т, как бы "проникнуть" в проблемную ситуацию. Для того чтобы понять как это, обратимся к экспериментам Дункера и его знаменитым Дункеровским задачам.

Условие (У): небольшой металлический шарик падает на металлическую пластину и отскакивает от нее; Цель (Т): необходимо измерить величину его деформаций в момент соприкосновения с пластиной. Понимание проблемы, по Дункеру, есть понимание ее основного конфликта, т.е. конкретного противоречия между условиями и требованиями. Для данной задачи это твердость шарика и поверхности, которая не позволяет зафиксировать факт деформации (и измерить ее величину). Отношение У к Т Дункер характеризует словом "Слишком": поскольку шарик и поверхность слишком твердые, нужно искать средство "размягчить" их, отсюда подбираются способы сделать это (И). Другие, т.е. неправильные решения по мнению Дункера, обусловленны другим пониманием отношения. Так, предложение использования киносъемки, позволяющей как бы замедлить момент удара и "увидеть" происходящую деформацию шарика, обусловлен таким отношением: падение и удар шарика о поверхность происходит слишком быстро, моментально, и на видео можно будет этот момент замедлить. Но поскольку данное отношение не отражает действительное противоречие, решение получается неверным, в данном случае - использование киносъемки не позволяет измерить величину деформации.

Таким образом, при решении задачи может помочь поиск "разрыва" в цепочке от С к Т, которое может заключаться как в неправильном понимании условия и требований, так и в недостатке И. В любом случае это даёт понимание дальнейших действий, если не хватает какого-то инструмента, значит его нужно найти: спросить у коллег, поискать в интернете, порыскать в памяти или в конце концов изобрести.

-4

Надсознание

У каждого наверняка было такое, что вы заняты решением проблемы, о которой усиленно думаете в течение длительного времени. Вы думаете над каким-то вопросом, или о каком-то лице, или над каким-то событием, которое не поняли до конца и которое вас почему-то очень затронуло, вызвало мучительные размышления, колебания, сомнения. Думая над вашей проблемой, вы перебираете и анализируете различные впечатления и события, высказываете предположения, проверяете их, спорите с собой и с другими. И вот в один прекрасный день все проясняется – как будто пелена падает с ваших глаз. Иногда это случается неожиданно и как бы само собой, иногда поводом оказывается еще одно рядовое впечатление, но это впечатление как последняя капля воды, переполнившая чашу. Вы вдруг приобретаете совершенно новый взгляд на предмет, и это уже не рядовой взгляд, не один из тех вариантов, которые вы перебирали ранее, он другой. Но откуда этот ответ пришёл? Вы не имели четкого представления о ходе последнего. Вы знали только то, о чем думали и что переживали в каждый данный момент или в ограниченный период времени. Весь же большой процесс, который по всем признакам происходил в вас, вами вовсе не прослеживался.

Это было надсознание. Он называется так, потому что бессознательное уже занято Фрейдом, но и сознательным этот процесс не назовешь. Надсознание это как бы процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы. Или если по-простому: вот если вы долго думали, оставили проблему, а потом решение само пришло вам в голову, то поздравляю, это было ваше надсознание.

На самом деле, использование надсознания в производстве уже началось. В некоторых зарубежных кампаниях есть вакансия, скажем так, «гения». Он ходит, валяет дурака, а потом выдаёт гениальную идею. В американской психологии, для этого феномена используется термин wandering brain, про который любит говорить Черниговская в своих лекциях. Но для нас это значит одно, если уже долго думал, а идеи всё не идут в голову – отвлекись, и, если повезёт, мозг ниспошлёт зайку.

-5

Вывод

В заключении давайте сделаем памятку на решение сложной задачи:

1) Займитесь самоинструктажем и самоподдержкой или попросите кого-нибудь эмоционально помочь вам с этим.

2) Поменять сложные элементы задачи на элементы из своей жизни. Пусть это будет история про Пупу и Лупу, а не то, что выдали в бухгалтерии.

3) Проверьте правильно ли вы поняли условие и требования задачи

4) Начните пошагово записывать способы решения задачи и возможные действия, идя сначала от конца, затем от начала.

5) Если всё же не получилось, отдохните и переведите внимание. Это вам и силы восстановит, и свежий взгляд даст и поможет надсознание подрубить

P.s. описанные выше методы можно применять для решения не только интеллектуальных задач, но и жизненных. Так, психологи рекомендуют записывать жизненную задачу на бумаге (что, по сути, есть оформления реальных условий в конкретные У и Т), а затем писать этапы достижения цели. Если не понятно, что делать, надо спрашивать себя "что мне надо чтобы достичь этого?" (поиск И от Т) или что я могу сделать уже сейчас (поиск И от У). Главное не забывать делать, потому что, как и при решении математических задач, понятно, что делать дальше, станет понятно только после преобразования на бумаге, т.е. в реальности. Ну а замечание своих успехов есть не что иное как эмоциональная поддержка.

Благодарю за то, что ознакомились с этим текстом. Пишите комментарии, подписывайтесь на телеграмм канал и распространяйте его среди жильцов вашего ЖЭКа. А самое главное, познайте радость познания!

Источники:

Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей.

"Загадочный математический гений и писатель продвигают решение задачи о перестановке"

В.В. Петухов Психология Мышления с. 30 - 40.

Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования

#Мышление #наука #психология #психологиясамопознание #психологиялюдей #наукаодуше #аниме #философия #егэ #математика