В наших статьях о философии синтезатора «Геккон» и об интуиции в синтезе мы уже затрагивали тему нативного синтеза. Цель же этой статьи - несколько расширить это понимание и дать возможность читателям, в том числе и особенно, далёким от электронной музыки, синтезаторов, да и музыки вообще, прийти к собственному пониманию сути вопроса с целью получения нового опыта и новых переживаний.
Мы сознательно уходим от слов и определений «Интуитивный», «Импровизация» и т.п. в пользу понятия «Стихийный синтез». И вот почему. В связке Человек - #Инструмент - #звук все три составляющие являются взаимозависимыми буквально в равной степени. Человек в роли оператора инструмента (синтезатора) производит звук. Звук, в свою очередь, влияет на восприятие и настроение человека (оператора), заставляя последнего менять алгоритм управления инструментом, что, безусловно, ведет к изменениям звука и цикл повторяется вновь.
Собственно этот цикл и является наглядной демонстрацией явления Стихийного Синтеза. Часто оператор начинает своё действие не бездумно, а имея некое представление о той атмосфере, которую он хочет получить первоначально.
Так, например, ставший уже легендарным, отечественный музыкант и монолит шумового звука – #Papa Srapa, говорил, что своими инструментами и своим звуком он описывает (если угодно, озвучивает) пост-апокалиптический мир, в котором выжившие утратили всё представление о человеческой цивилизации, и, находя обломки электронных компонентов прошлого, конструируя их случайным образом, получают странные звуки, воспринимают их как музыку прошлой цивилизации и слушают её. В моментах игры на своих инструментах Papa Srapa представлял себя таким человеком из пост-апокалиптического мира будущего. Стоит ли говорить, что в таком восприятии происходящего всякий академических подход излишен и даже вреден? Этот путь в электронный звук открыт для каждого желающего.
Каким должен быть инструмент, который может идеально вписаться под задачи стихийного синтеза? Ответ однозначен – любым. Мы, в свою очередь, представляем первые три наших объекта - №1, №2 и №3 и считаем, что они как нельзя лучше подойдут для этих целей. Безусловно, как инструмент, способный производить звуки, эти объекты подойдут для любых целей, связанных с музыкальным творчеством, всё зависит от степени открытости сознания условного «оператора». Объекты №1, №2 и №3 атмосферообразующие, способны генерировать невообразимые звучания и могут обогатить любой трек, внести в него элемент хаоса или же наоборот получить новый тон, и ловко вплести его в свою картину композиции.
Здесь уместно перейти ко второй части нашей статьи и коснуться такого явления как Glitch или Глитч. По данной тематике написано и сказано довольно много. Например, весьма познавательна статья википедии о Глитч Арте. В синтезаторном мире довольно широко развит момент внесения изменений в стандартные электрические схемы синтезаторов, что выросло в отдельное явление – circuit bending. Широко известны и движения в электронной музыке основанные на ошибках и некорректной работе инструментов. Такие жанры электронной музыки как IDM буквально вращаются вокруг всевозможных вариаций Glitch.
Но что есть глитч непосредственно в концепции инструмента? Вот есть прекрасные цифровые синтезаторы, вроде Casio серии SA и множество сходных с ними. Их модификации приводят к появлению некоторых замысловатых звуков и тонов.
Но, если присмотреться и прислушаться, набор этих тонов не безграничен. Более того, он осязаемо конечен. Как и количество ошибок, которые можно допустить в любом произведении, не искажая его сути. А если количество ошибок ограничено, то и контролировать их вполне возможно и даже нужно. Здесь уместно привести в пример одну известную буддийскую притчу.
В самом грубом восприятии сад и представляется треком, а листья – тот самый глитч. Трудность состоит лишь в том, какой инструмент позволит создать ту самую «контролируемую неточность» и насколько этот инструмент в состоянии управлять ей?
Мы постоянно находимся в поиске ответов на эти вопросы. И сегодняшнее решение этих задач возложено на синтезатор Геккон. Именно он позволяет легко вплетать звуковые артефакты в исполнение или же полностью построить исполнение из этих артефактов. При этом не отступая далеко от классического восприятия синтезатора, как это происходит при модификациях цифровых игрушек.