Россия - страна парадоксов. В 1980-е годы жители СССР делали все возможное, чтобы обойти антиалкогольные законы. В то же время жители царской России всеми силами пытались вести трезвый образ жизни, а власти не только препятствоваи им в этом, но и за пропаганду трезвого образа жизни применяли карательные меры...
Вера против пьянства
Первыми тревогу по поводу безудержного потребления населением алкоголя забили церковные подвижники, и даже святые. Иоанн Златоуст говорил: «Многие составляют товарищества для гулянья и винопития. Составляй, человек, товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству». С ним в «Слове о пьянстве» соглашался Феодосий Печерский в далеком ХI веке: «Пьянством – ангела-хранителя отгоняем от себя, а злого беса привлекаем, ибо бесы радуются нашему пьянству. В пьяном человеке бес достигает всех своих коварных желаний, ибо сам он становится бесом». Нередко в святых обителях и вовсе запрещалось потребление алкоголя. Тем не менее, пьянство проникало даже за каменные стены древних монастырей. Дошло до того, что легендарный Патриарх Никон в ХVII веке вынужден был провести специальный «Собор о кабаках». С этого момента православная церковь объявила беспощадную борьбу пьянству по всей России.
Дошло до того, что в церковных приходах стали появляться … общества трезвости. Один из подвижников трезвого образа жизни священник П.И. Поляков в 1891 году организовал первое в стране Всероссийское общество трезвости и даже с 1914 по 1917 год издавал популярную газету «Трезвость». Инициатива священника пришлась по вкусу простым жителям Российской Империи, и к 1911 году в России насчитывалось 1767 обществ трезвости. Самое интересное, до революции жители страны были резко отрицательно настроены к производителям и особенно продавцам водки. Случалось, что в глубинке нередко «вспыхивали» самые настоящие кабацкие бунты и погромы. Особенно опасными для производителей алкогольного зелья считались: Ковенская, Виленская, Саратовская, Курская, Тульская и некоторые другие губернии Империи.
Власть на «откуп»
Протест населения против производителей и продавцов спиртного тем удивительнее, что на Руси производство и продажа водки или как ее называли с пятнадцатого по девятнадцатый век – хлебного вина являлось делом государственным!
Одна из первых государственных монополий, появившаяся в конце пятнадцатого века во время правления Ивана IIIбыла введена на продажу и производство хлебного вина. Доходило до абсурда: производство собственного алкоголя, будь то пиво, настойка или вино разрешалось лишь по семейным праздникам с обязательной уплатой государственной пошлины – «явки». Выпить произведенный домашним способом алкоголь предписывалось не позднее 3-5 дней после производства, иначе оно подлежало конфискации.
Со временем на Руси стали появляться «царевы кабаки». Первые из них открывались в столице по повелению Ивана Грозного и активно насаждались при Борисе Годунове. Однако содержать питейные заведения государству показалось делом хлопотным и «царевы кабаки» отдали на откуп. Система была проста. Откупщик выплачивал государству определенную сумму, а дальше крутился, как мог.
Стали падать цены, а вместе с ними и качество алкоголя. Как итог по стране прокатилась очередная волна народных бунтов, требовавших от царя избавить народ от «откупщиков». Бунты подавили, но и к мнению народа прислушались. В 1649-1650 годах прошел Земский собор, после которого появился «Указ о корчмах». Фактически под напором общественности была проведена первая в стране антиалкогольная реформа. Появились правила, согласно которым в селах содержать кабаков, не дозволялось вовсе, а город мог иметь лишь один кружечный двор. Вино в нем дозволялось отпускать исключительно на вынос: ведрами, кружками и большими чарками. В то же время категорически запрещалось отпускать алкоголь в долг или под залог. Также полностью запрещалась продажа алкоголя в постные дни.
Вино и война
Казалось бы, интересы народа, желавшего вести резвую жизнь и государства совпали? Увы! Финансы, как всегда одержали верх. Постепенно снова начало расти количество кабаков и к 1680 – му году питейных сбор составил до четверти всех налоговых сборов казны. В эпоху Петра Iмолодому царю позарез нужны были деньги на строительство городов и флота, а также на ведение войны. Где взять деньги? Разумеется с пьющих людей! Заготовка вина пошла с утроенной силой. Теперь хлебное вино производили, как на казенных заводах, так и на возобновившихся «откупах». Для пущей выгоды царь запретил домашнее винокурение даже для помещиков и бояр. При этом стрельцы активно занимались конфискацией винокуренных сосудов у населения, как в приснопамятную антиалкогольную компанию 80-х милиция изымала у народа самогонные аппараты.
Правда, почувствовав назревающий бунт, Петр Iна десять лет разрешил свободное производство алкоголя всем слоям населения. Именно при Петре Iв стране появились питейные избы и питейные стойки. Екатерина II продолжила порочную практику своего предшественника, разрешив лицам, взявшим на откуп производство и продажу алкоголя,открывать питейные заведения не только там где они пожелают, но и в любом количестве! Откупщикам было обещано монаршее покровительство и даже использование государственного герба.
Именно с этого момента с приходом в Российскую власть правителей с европейскими корнями и началось фактически спаивание населения страны. Благодаря откупщикам к 1795 году питейный сбор вырос до трети доходов бюджета страны, а к середине 19 века до 46%!
В том или ином виде система торговли алкоголем откупщиками существовала до середины 19 века. В то же время государство физически было не в состоянии контролировать количество и качество продаваемого алкоголя, а чиновники, которым вменялось в обязанности инспектировать питейные заведения, зачастую получали содержание у откупщиков. Не удивительно, что народ взбунтовался. В 50-е годы девятнадцатого века по стране прокатились «кабацкие бунты», а с 1849 года практически одновременно в разных губерниях возникло сразу 32 общества трезвости!
Народ против алкоголя
Решительное «нет» употреблению алкоголя высказали крестьяне Саратовской, Рязанской, Екатеринославской и Курской губерний. Появились общества трезвости в ряде городов Сибири. Самое удивительное, что общества трезвости дореволюционной России занимались не только пропагандой здорового образа жизни, но и содействовали искоренению пьянства на практике. Состоящие в обществах крестьяне коллективно решали не пить хлебного вина, в других местах подобные решения облекались в форму словесной клятвы или даже в зарок с крестным целованием.
Почин крестьянства в 1859 году поддержал Святейший Синод, благословивший священников на проповеди против употребления хлебного вина. Был запрещена продажа любого алкоголя вблизи церквей и на церковных землях. Казалось бы, власть должна была радоваться, но нет! Резко упали доходы торговцев спиртным, а вместе с ними и их контролирующих органов - полиции и чиновников. На общества трезвости и их активистов обрушилась самая настоящая травля.
Налог на градусы
Не гнушались вступаться за производителей и продавцов спиртного, фактически убивающего и разоряющего население даже первые лица государства. Министр финансов тех лет писал: «...Приговоры городских и сельских обществ о воздержании уничтожить и впредь городских собраний и сельских сходней для сей цели не допускать». Дав исчерпывающие поручения полиции, неугомонный министр обратился к зачинщику компании трезвого образа жизни обер-прокурору Святейшего Синода: «Совершенное запрещение горячего вина посредством сильнодействующих на умы простого народа религиозных угроз и клятвенных обещаний не должно быть допускаемо, как противное не только общему понятию о пользе умеренного употребления вина, но и тем постановлениям, на основании которых правительство отдало питейные сборы в откупное содержание». Начались посадки: более 11 тысяч человек отправилось в тюрьму за призывы к воздержанию от алкоголя.
Самое удивительное, что работа обществ трезвости и наставления священников дали существенные плоды. В 1865 году потребление чистого спирта на душу населения приходилось 4,55 литра, в 1875 – 4,18, в 1885 – 3,32, а в 1893 и вовсе всего 2,46 литра. Факты, как говорится, на лицо. В разы по всей стране снизилось количество смертей от пьянства и некачественного алкоголя. Вопреки распространенному мнению, начиная с 80-х годов девятнадцатого века в России было одно из самых низких в Европе и Америке среднедушевого потребления алкоголя!
Апостол трезвости
Сегодня размах борьбы с пьянством в царской России даже сложно себе вообразить. Как уже говорилось существенную роль в этом вопросе, сыграла церковь. У трезвенников существовал даже собственный православный апостол. Им стал руководитель Александро-Невского общества трезвости в Санкт-Петербурге А.В. Рождественский.В первый день работы порог, организованного им общества переступило 150 человек, а спустя всего год его численность составляла 3204 активных члена. По инициативе общества в Санкт-Петербурге зимой 1909 года был проведен Первый Всероссийский съезд по борьбе с алкоголизмом. Его результатом стало решение учредить общества трезвости при каждом церковном приходе по всей стране. В том же году по указу Синода во всех церковно-приходских школа, чья численность составляла 2 миллиона мальчиков и девочек, были введены уроки, на которых рассказывалось о вреде алкоголизма. Даже в государственной думе была создана комиссия по борьбе с пьянством, ее председателем стал гомельский епископ – Митрофан. В те дни газеты отмечали: « Россия осознала, что именно трезвости она будет обязана и своей победой и экономическим и духовным возрождением». Дошло до того, что в марте 1914 года в стране учреждался день борьбы с пьянством, отмечать который предписывалось 11 сентября в день усекновения главы Иоанна Крестителя.
Война и водка
Череда войн и революций, в которые вступила Россия в начале двадцатого века, чуть было полностью не погубило потребление алкоголя в стране. Во время русско-японской войны 1905-1907 года был введен запрет на продажу водки в ряде губерний страны. С 1906 по 1913 годы водка продавалась лишь в столицах и крупных городах строго с 7 до 22 часов, в деревнях торговля спиртным прекращалась ровно в 20-00. К самогонщикам безжалостно применялось уголовное наказание. С началом Первой Мировой Войны в стране и вовсе вступил в силу сухой закон.
Вместе с тем надо признать, что практически мгновенное отрезвление большого количества людей вызвало у власть предержащих самый настоящий шок. Доктор А. Мендельсон в своем труде «Итоги принудительной трезвости и новые формы пьянства» писал: «… Небывалый в истории человечества опыт внезапного отрезвления многомиллионного народа, и результаты этого эксперимента, длящегося уже более года, поразительны. Сотни миллионов рублей, раньше пропивавшиеся русским народом, потекли в сберегательные кассы. По отзыву министра финансов, покупательная сила русского народа и продуктивность труда заводских рабочих увеличилась в чрезвычайной степени, что даёт возможность провести в ближайшем будущем крупные финансовые реформы…».
Эти строки были написаны в 1916 году считавшимся позднее эталоном экономического и производственного подъема России. С показателями именно этого года позднее сравнивали результаты своего правления все руководители СССР. Заложенная, в начале двадцатого века традициятрезвости привела к падению среднедушевого потребления алкоголя в стране в 1925 году до рекордно низких 0,88 литра. Для сравнения в прошлом 2014 году аналогичный показатель составил 15,1 литр спирта на человека. Получается в современной России, пьют в 4 раза больше, чем в царской и в 17 раз больше, чем в первое десятилетие советской власти!
По словам того же Мендельсона отрезвление России вызвало восторг и изумление у большинства развитых стран Европы. К сожалению после отмены сухого закона в 1925 году и смерти трезвенника В.И. Ленина начался рост потребления крепкого алкоголя в стране. Совершенно очевидно, что введение мягкого варианта сухого закона в 1985 году было, не только оправдано, но и привело к повышению производительности труда, массовому отрезвлению населения, увеличению рождаемости и продуктивности труда, но и как и семьдесят лет назад к чреде революций. Впрочем, история не терпит повторений, сегодня умеренная пропаганда отказа населения России от потребления алкоголя, безусловно, положительно скажется на возрождении страны!