Найти тему
Учительская

Текучий, как струя

Песок – это замечательный сенсорный материал, непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования и конструирования. Во время игр и занятий с песком у ребенка усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Развивается и тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В играх с песком гармонично и интенсивно развиваются познавательные способности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь). Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством, он способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Играть с песком можно с трехлетнего возраста. Для этого не обязательно использовать специальные столы для песка или интерактивные песочницы. Подойдут любые емкости, наполненные песком. В начале игры дети знакомятся со свойствами песка и воды посредством экспериментально-исследовательской деятельности. Учатся рисовать на песке короткие и длинные линии, тем самым получают возможность увидеть разницу и закрепить математическое понятие длины. Учатся оставлять отпечатки пальцев, ладоней, игрушек, что способствует развитию восприятия и воображения. Находят спрятанные игрушки в песочнице, что помогает развивать образное мышление, стимулировать проявление эмпатии.

Игры с песком для детей 4‑5 лет сохраняют игровую направленность, но вместе с этим усложняются задания. Так, в экспериментальной деятельности дети проводят различные опыты с песком, водой и весами. Например, сравнивают, какой песок тяжелее – сухой или мокрый. С помощью взрослого разыгрывают на песке сцены в песочнице, озвучивают действия героев сюжета, лепят постройки из песка по замыслу, играют на песке в дидактические игры. Занимаясь с песком, дошкольники 4‑5 лет закрепляют знания об окружающем мире и получают возможность творить.

Игры с песком для детей 6‑7 лет направлены на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, дают возможность фантазировать. В этом возрасте детей привлекают игры-соревнования на песке: кто быстрее найдет предмет по описанию, угадает, чей след, или нарисует рисунок. Также дети с удовольствием лепят буквы из песка, рисуют фигуры, тем самым развивают графомоторные навыки. По инструкции педагога раскладывают предметы в песочнице, что способствует развитию ориентирования в пространстве. Создают тематические картины из песка «Мой успех», «Мои друзья», «Моя семья» с последу­ющим придумыванием и проигрыванием историй. Это помогает детям снять барьеры в общении, развивает коммуникативные навыки, умение действовать в соответствии с ролью.

Полученные при игре с песком знания и умения дети закрепляют в свободной деятельности, на прогулке и в домашних условиях. Родители с удовольствием включаются в процесс игры с песком. Они вместе с детьми строят замки, играют в развивающие игры, многие из которых придумывают сами. Это объединяет родителей и детей, помогает им испытывать положительные эмоции.

В процессе игры с песком педагоги и родители помогают ребенку преодолевать страх, поддерживают его («у тебя все получится»), дают высокую оценку частям деятельности («вот здесь у тебя получилось отлично, здесь очень постарался»), подключают личную исключительность ребенка («только ты сможешь это сделать»), усиливают его мотивацию («это нам необходимо»).

Ирина КАЛИШ, педагог-психолог школы №2089

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».