Обожаю фильмы, где одним из действующих лиц становится атмосфера Италии. В этом ряду Талантливый мистер Рипли, Назови меня своим именем и т.д.
Именно из желания окунуться в атмосферу летней Италии был выбран к просмотру фильм Бернардо Бертолуччи «Ускользающая красота» 1996 г.
Название весьма говорящее, красота здесь - это действительно основная тема сюжета, это то, что проживаешь во время просмотра картины, и то, о чем думаешь после.
Сюжет
По сюжету 19-летняя Люси приезжает из Америки в Тоскану на несколько недель в гости к друзьям ее семьи, чтобы провести летние каникулы. Здесь она позирует для собственного портрета и ожидает встречи с парнем, в которого влюбилась 4 года назад и с которым поддерживала переписку.
По сути сюжет не состоит из каких-то активных действий или событий, история движется лениво, как будто всех немного припекло под жарким летним солнцем. Но в этом и есть смысл - через медленные ползучие кадры, незначительные жизненные детали зрителю каждый раз показывают: «Вот она красота, вот она жизнь. Красоту нельзя потрогать или присвоить, её можно только воспринимать и чувствовать - здесь и сейчас».
В кратких отзывах после просмотра люди часто пишут о том, что не поняли сюжета и о чем вообще был фильм, потому что мы привыкли считывать очевидные динамичные истории с более или менее явной социальной моралью. А здесь все проще и сложнее одновременно, потому что два часа фильма будто выхватывают жизнь, как она есть в моменте и просто заставляют этим любоваться.
Визуальное оформление
В фильме сделаны потрясающие длинные кадры без склеек. Причем, на мой взгляд, очень во многих случаях это сделано для того, чтобы соединить героев с окружающим их миром максимально естественно. Зачастую мозг попадает в ловушку и даже не сразу удается понять, что сейчас нам покажут человека, выполняющего какую-то роль, настолько фигура может слиться с пейзажем.
Интересно, что в саду итальянской виллы расставлено множество каменных фигур терракотового цвета и они как бы выполняют роль связующего звена между человеком и природой. С одной стороны, эти фигуры - фигуры людей, с другой стороны, это рукотворные предметы, сделанные из природных материалов. И когда камера наезжает сначала на лежащую на земле фигуру, а затем плавно смещается на лежащего рядом живого мужчину, это единение человека и природы чувствуется весьма заметно.
С помощью визуального оформления создателям фильма не только удается сделать так, чтобы нам было приятно наблюдать за летними итальянскими каникулами, но и достигается эффект, когда зритель начинает чувствовать частью этой теплой и яркой жизни. Вот мы видим молодежь, сидящую вечером небольшой компанией на стульях возле костра. Вот мы видим, как они передают из рук в руки по кругу зажженную сигаретку, а камера, находясь внутри этого круга, движется от одного героя к другому, давая ощущения присутствия в самом центре этого дружеского круга.
Герои
То, что нужно было сказать сразу и безапелляционно - Лив Тайлер здесь в главной роли просто бесподобна. Здесь она выступает одним из основных носителей красоты, наряду с природой Тосканы и предметами окружающего их искусства. Ее выразительные зеленые глаза несколько раз становятся единственным наполнением крупного плана и каждый раз служат какой-то сюжетной цели. В целом ей отлично удается выразить такую легкость, непосредственность и при этом трепетную взволнованность первой влюбленности, что присутствующие в кадре обнаженные сцены (не только с ее участием) в целом уравновешиваются и не дают эффекта пошлости.
К слову об обнаженных кадрах, здесь присутствует несколько сцен, когда жители виллы загорают или плавают голышом, позируют в полураздетом виде или еще каким-либо образом оголяются. Но это не дает ощущения сниженной морали или лишней вседозволенности. Напротив, восприятие окружающей обстановки как произведения искусства дает посмотреть на человеческое тело с точки зрения античной красоты - это выглядит слишком богемно и в то же время непосредственно, чтобы казаться пошлым. На мой взгляд, чтобы подарить зрителю такой уровень восприятия деталей во время просмотра - нужно обладать высочайшим уровнем мастерства и развитым чувством прекрасного.
Еще один момент о героях - их здесь достаточно много, но каждому уделено достаточно внимания. При желании можно покопаться и разобраться в мотивации каждого, увидеть вполне конкретный характер. И это тоже добавляет фильму жизненности.
В сухом остатке, после просмотра остается классное ощущение как после похода в музей. Очень красиво, очень тонко, и при этом вполне эмоционально - но эмоции сугубо положительные.
Рекомендую к просмотру, если хочется чего-то эстетского и весьма нескучного.