Найти в Дзене
Adafera

Отец ужасов и великий рассказчик.

Продолжаю открывать для себя американскую литературу. Амброз Бирс. Удивительно, но раньше я не была знакома с его творчеством. Это тем более странно, если учесть, что когда-то я перечитала массу всякой художественной и нехудожественной литературы о Гражданской войне в США. А может, это и к лучшему: думаю, что раньше мне бы не понравились произведения в таком роде. Рассказы Бирса чем-то напоминают рассказы Эдгара По. Но если ужас в рассказах По мне кажется несколько картинным и надуманным, как детские кошмары, то ужас Бирса ближе к восприятию Кафки или Камю. Это ужас экзистенциальный. Идея обречённости человеческого существования в рассказах Бирса предстаёт то отвратительно материальной, то безумно нереальной. Привидения в художественном мире Бирса чувствуют себя так же удобно и вольготно, как нечисть в рассказах Гоголя. Они просто есть - как факт, не вызывающий удивления. И фокус читательского внимания переключается с них самих на вещи более важные. Например, Судьбу, Рок, Провидение.

Продолжаю открывать для себя американскую литературу. Амброз Бирс. Удивительно, но раньше я не была знакома с его творчеством. Это тем более странно, если учесть, что когда-то я перечитала массу всякой художественной и нехудожественной литературы о Гражданской войне в США. А может, это и к лучшему: думаю, что раньше мне бы не понравились произведения в таком роде.

Рассказы Бирса чем-то напоминают рассказы Эдгара По. Но если ужас в рассказах По мне кажется несколько картинным и надуманным, как детские кошмары, то ужас Бирса ближе к восприятию Кафки или Камю. Это ужас экзистенциальный. Идея обречённости человеческого существования в рассказах Бирса предстаёт то отвратительно материальной, то безумно нереальной.

Привидения в художественном мире Бирса чувствуют себя так же удобно и вольготно, как нечисть в рассказах Гоголя. Они просто есть - как факт, не вызывающий удивления. И фокус читательского внимания переключается с них самих на вещи более важные. Например, Судьбу, Рок, Провидение...

"Случай на мосту через Совиный ручей" - это рассказ о том, как человек идёт навстречу своей судьбе, не пытаясь её избежать. Герой должен погибнуть, у него есть возможность жить дальше - но он не пользуется ею. Потрясает смещение реальности в этом рассказе. Умер герой или жив? Этот вопрос остаётся открытым до последних строк.

"Словарь сатаны" даёт очень четкие и злые определения известным понятиям.

Абсурд. Утверждение или мнение, явно противоречащее тому, что думаем на этот счёт мы сами.

Дипломатия. Патриотическое искусство лгать для блага своей родины.

Молитва. Домогаться, чтобы законы Вселенной были отменены ради одного, и притом явно недостойного просителя.

Мир. В международных отношениях- период надувательств между двумя периодами военных столкновений.

Я считаю, точнее и не скажешь.

Также очень советую рассказы "Coup de grace" (другое название - "Добей его"), "Человек с двумя жизнями", "Случай на передовой", "Царство иллюзии (другое название - "В области нереального"), "Один из близнецов", "Кувшин сиропа".